Специальные условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
нклюзивное образование— обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
Воспитанники с особыми образовательными потребностями (ОВЗ и инвалиды— физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
К группе лиц с ОВЗ и инвалиды относятся: глухие, слабослышащие, позднооглохшие, слепые, слабовидящие, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ОДА), с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра (РАС), со сложными дефектами и др.
Проблема воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном пространстве требует деликатного и гибкого подхода, так как известно, что не все дети, имеющие нарушения в развитии, могут успешно интегрироваться в среду здоровых сверстников.
Индивидуальный образовательный маршрут предполагает постепенное включение таких детей в коллектив сверстников с помощью взрослого, что требует от педагога новых психологических установок на формирование у детей с нарушениями развития, умения взаимодействовать в едином детском коллективе.
Дети с ОВЗ и инвалиды могут реализовать свой потенциал лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного процесса воспитания и обучения, удовлетворения как общих с нормально развивающимися детьми, так и их особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их психического развития.
Наличие в группе массового дошкольного учреждения ребенка с ОВЗ или инвалида требует внимания к нему со стороны воспитателей, готовности вместе с родителями разделить ответственность за его воспитание и обучение, подготовку к школе.
Наиболее важным аспектом является психологическая готовность воспитателя группы к работе с ребенком, желание помочь ему и его родителям, сделать пребывание такого ребенка в группе полезным и интересным для него.
Основная задача коррекционно-педагогической работы - создание условий для всестороннего развития ребенка с ОВЗ и инвалидов в целях обогащения его социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников.
Охарактеризуем основные направления работы, которые выделяются в Программе.
Условия обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.
Одним из условий повышения эффективности коррекционно-педагогической работы является создание адекватной возможностям ребенка охранительно-педагогической и предметно-развивающей среды, то есть системы условий, обеспечивающих полноценное развитие всех видов детской деятельности, коррекцию отклонений высших психических функций и становление личности ребенка (культурные ландшафты, физкультурно-игровые и оздоровительные сооружения, предметно-игровая, детская библиотека, игротека, музыкально-театральная среда и др.
Федеральный закон от 01 декабря 2014 года №419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов»ссылка
Постановление Правительства Свердловской области от 28.01.2015 г. №41-ПП «О мерах по формированию доступной для инвалидов и других маломобильных групп населения среды жизнедеятельности в Свердловской области» (с изменениями на 09.09.2015г.)ссылка
Постановление Правительства РФ от 17.06.2015г. № 599 «О порядке и сроках разработки федеральными ОИВ. ОИВ субъектов РФ, органами местного самоуправления мероприятий по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в установленных сферах деятельности» (с изменениями и дополнениями)ссылка
Постановление Правительства Свердловской области от 22.09.2015 № 844-ПП «Об утверждении Плана мероприятий («Дорожной карты») по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в Свердловской области» (с изменениями на 20.08.2020г.)ссылка
Постановление Правительства Свердловской области от 11.02.2014 № 70-ПП (ред. от 12.05.2017) «О координации деятельности в сфере формирования доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения на территории Свердловской области». И "Положение о комиссии по координации деятельности в сфере формирования доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения на территории Свердловской области»ссылка
Приказ Министерства образования и науки РФ от 09.11.2015г. №1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи(с изменениями на 18 августа 2016 года)ссылка
Приказ Министерства образования и науки РФ от 2 декабря 2015 г. N 1399 «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты»)»ссылка
Конвенция ООН о правах инвалидовссылка
Конституция РФссылка
Специально оборудованные учебные кабинеты
В МБДОУ - детский сад № 31
образовательная деятельность с детьми осуществляется в групповых помещениях,
оборудованных в соответствии с требованиями СанПиН и ФГОС ДО. Имеется 8
групповых помещений, которые включают в себя: игровую, раздевальную, спальную,
буфетную и туалетную комнаты. Групповые помещения оснащены современной,
безопасной мебелью, отвечающей гигиеническим и возрастным требованиям для
дошкольных образовательных учреждений, игровым оборудованием,
учебно-методическими пособиями в соответствии с возрастом детей.
Условия созданы для детей
ОВЗ с речевыми нарушениями. Работа проводится учителем – логопедом в условиях
функционирования логопедического пункта.
Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Объектов для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья нет.
Для воспитанников с ТНР( на основании справки от ПМПК) осуществляется образовательная деятельность в логопедическом кабинете.
Библиотеки, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В
методическом кабинете находится книжный
фонд методической, энциклопедической и художественной литературы. Методическая
литература размещена в соответствии с образовательными областями:
«Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое
развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Значительное место отводится в методическом кабинете периодическим изданиям
профессиональной направленности: "Библиотека логопеда". Электронной
библиотекой и медиатекой участники образовательных отношений могут
воспользоваться в методическом кабинете ДОУ, где оснащено рабочее место с
ноутбуком и выходом в интернет.
В
каждой группе имеются "Центр книги" и "Речевой центр", в
котором подобраны произведения детской художественной литературы,
познавательная литература для детей в соответствии с возрастными и
индивидуальными особенностями, дидактический материал. В методическом кабинете
детского сада создана библиотека учебно-методической литературы и
программно-методическое обеспечение в соответствии с реализуемыми
образовательными программами.
Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
На территории МБДОУ имеется спортивная площадка, в здании есть
музыкально-физкультурный зал. Во всех возрастных группах имеются мини-центры
двигательной активности
Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (нарушения речи):
1. Кабинет учителя – логопеда;
2. Материалы и игры по темам;
3. Зеркало с лампой дополнительного оснащения;
4. Дыхательные тренажеры, игрушки для развития правильного речевого дыхания;
5. Картотеки материалов для автоматизации и дифференциации звуков;
6. Логопедический альбом для обследования – предметные и сюжетные картинки по лексическим темам;
7. Настольно-печатные дидактические игры;
8. Схемы, мнемотаблицы для составления описательных рассказов;
9. Методическая, дидактическая, справочная ихудожественнаялитература.
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
Для
инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья МАДОУ обеспечено:
Ø табличка
со шрифтом Брайля на воротах и калитке детского сада, на главном входе в
здание;
Ø имеется
знак "Кнопка вызова" (установлена кнопка);
Ø для
слабовидящих знак "Жёлтая полоса" на всех лестничных маршах внутри
здания;
Ø оборудована
выделенная стоянка для автотранспортных средств инвалидов;
Ø приобретено
сменное кресло-коляска для инвалидов.
Доступ к кабинетам администрации и медицинскому кабинету,
группам, туалету обеспечен посредством предоставления сопровождающего лица.
Специальные условия питания
Питание в ДОУ осуществляется
согласно утвержденному 10-дневному цикличному меню и технологическим картам с
учетом режима дня воспитанников в дошкольном учреждении. Для детей, находящихся
в ДОУ в режиме полного дня (10,5 часов) организуется по следующему графику:
завтрак, второй завтрак, обед, уплотненный полдник.
На данный момент
инвалиды и лица с ОВЗ не нуждаются в специальных условиях питания.
Специальные условия охраны здоровья
Для
охраны здоровья детей - инвалидов и лиц с ограниченными способностями в детском
саду имеется необходимый набор помещений медицинского назначения и выполняются
все необходимые мероприятия:
-
организация и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления;
-
обеспечение безопасности воспитанников во время пребывания в МБДОУ - детском
саду № 31;
-
профилактика несчастных случаев с воспитанниками во время пребывания в МБДОУ;
- проведение
санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В образовательной
организации создано единое информационное пространство: электронная почта;
локальная сеть; выход в сеть Интернет; разработан и действует официальный сайт
образовательной организации.
В коррекционной
работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи педагогами используются электронные
образовательные ресурсы: развивающие комплекты и игры для интерактивной доски,
научно-познавательные фильмы, обучающие мультфильмы, развивающие компьютерные
логопедические игры и обучающие презентации
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Ввиду отсутствия в МБДОУ обучающихся инвалидов (по зрению и слуху) и лиц с ограниченными возможностями доступ к электронным образовательным ресурсам, к которым обеспечивается доступ обучающихся, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья не предусмотрен.
В коррекционной работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи педагогами используются электронные образовательные ресурсы: развивающие комплекты и игры для интерактивной доски, научно-познавательные фильмы, обучающие мультфильмы, развивающие компьютерные логопедические игры и обучающие презентации.
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования
Специальных технических средств обучения в ДОУ нет.