Инструкция оказания необходиморй помощи инвалидам и лицас с ОВЗ

МУНИIЦ{IIАJЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
дЕтскIдi сАд м 31
NIУНИIЦ{IIАЛЬНОГО ОБРЛЗОВЛНИЯ ГОРОД ЕКАТЕРИНБУРГ
620146 г. Екатеринбург, ул. Академика Барлина,47А
тел/факс 8(34З)240- l 7 -40, l8(З4З)240-06-95

E-mai|: rпdоu3 l @еduеkЬ.ru

Принято;
Педагогическим советом
МБ.ЦОУ-летский сад Ns 31
Протокол Jtlb l от 30.08.202l года

детский
Тихонова/
l .08.202l г.

инструкция
окЕвания необходимой помощи инвЕIлидам
и лицам с ограниченными возможностями здоровья
в МБДОУ - детский сад J\b 3l

Екатеринбург, 202|

-

Общие положения

1.1.

Настоящая инструкция разработЕrна для Муниципального бюджетного дошкольного
образовательного учреждения - детский сад Ns
(да.пее мБдоУ - детский сад NgЗl) при

31

предоставлении услуг инвчtлидам (иным категориям маломобильных гра:цдан)

|.2.

Инструкuия разработана в соответствии с ФедерiLльным законом от 1 декабря 2014
года J'(! з09-ФЗ <<о внесении изменений в отдельные законодательные акгы Российской Федерации по

вопросаМ социальной защитЫ инвalлидоВ в связи с ратификациейКонвенции о правах инвiUIидов).

-

1.3. Инвалид
лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством
функциЙ организма, обуслоВленное заболеваниями, последстВиями трtшм или дефектами,
приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социшlьной
защитьD.

МаломобИльные граждане (мг)
это люди испытывающие затруднения при
сulNdостояТельноМ передвижении, получении услуги, необходимой информации или при

ориентировании в пространстве (люди с временным нарушением здоровья, беременные женщины,
люди старших возрастов, люди с детскими коJuIскtlNdи и т.п.).
1.4. Настоящая Инструкция разработана в целях:

1.4.1. Недопустимости дискриминации в мБдоУ - детский сад J\Ъ 31 по признаку
инвалиднОсти, тО есть любое рiвличие, исключение или ограничение по причине инвiIлидности,
цельЮ либо результатом которых является умЕrление или отрицание признаIlия, реализацииили
осуществления наравне с другими всех гарантированных в Российской Федерации прав и свобод
человека и гражданина В политической, экономической, социальной, кульryрной, гражданской
или любой иной области.
1.4.2. Реализации прав воспитанника с ограниченными возможностями здоровья на
поJryчение образоваНия и воспИтЕlниЯ и социz}льНой адаптации в условиях МБЩОУ - детский сад

J,lb 31

1.4.3. НастоящаЯ ИнструкцИя обязательна дJUI испоJшения всеми сотрудникilпли
МБДОУ - детский сад Ns 31
2. Общие правила этикета при общении с инваJIидами и лицами с ограниченнымп

возможностямп здоровья

2.1. ДJп обеспечения доступа инвitлидов и лиц с ОВЗ к усJrугам МБДОУ - детский сад Ns 31
и объектам, на которых они предоставляются, сотрудникшл необходимо соблюдать следующие
общие правила этикета при общении с укi}занными категориJIми лиц в зависимости от конкретной
ситуации:
2.1.T. При разговоре с инвirлидом или лицом с ОВЗ обращаться следует непосредственно к

нему, а не

к

сопровождaющему, который присутствует при рulзговоре. При знакомстве с
инвtLлидом или лицом с ОВЗ рекомендуется пожать ему руку, расположить к с себе.
2.1.2. При встрече со слепым или слабовидящим лицом, необходимо HutзBaTb себяидругих
присутствующих людей. При проведении общей беседы следует пояснять, к кому в дшrный
момент обращен разговор, и называть себя.

Если инва_пиду или лицу с оВЗ предлагается помощь, рекомендуется подождать, пока
укванное лицо ее примеТ или откаЖется оТ помощи, а в сJryчае положительного ответа спросить,
что и к{ж делать дJUI оказirния помощи.
2.1 .з.

2.1.4. ОбращатЬся к инвалиду илИ лицу С ОВЗ рекомендуется:
взрослому человеку: по имени-отчеству и на <Вьш.

к

ребёнку по имени,

2.|.5. ПрИ разговоре с инвzrлидОм илИ лицоМ с оВЗ, испытывilющим трудности в общении,
необходимо внимательно сJryшать его, быть терпеливым и ждать, когда указанное лицо
самостоятельно

законtIит

фразу.

с

с

2.1.6. При общении
лицом
нарушениями опорно-двигательного аппарата,
пользуюЩимся инвЕlлидной коляской или костыJUIми, располагаться следует на одном зрительном
уровне или сразу в начале ршговора сесть прямо перед ним.

2.1.7. СотрУлники не должны при рiвгоВоре с инвчtлидом иJIи лицом с оВЗ с гиперкинезап,rи
(патологиЧеские внезапнО возникаюЩие непроИзвольные движения в
рчtзлиtIньIх группчlх мышц)
на
непроизвольные
реагировать
движения укчванного лица.

2.1.8. При общении с лицом, имеющим нарушение cJryxa, необходимо привлечь внимание
указtlнногО лица двиЖениеМ руки. В процесСе диаJIога с указанным лицом рекомендуется смотреть

прямо В Глuва говорить максим{tльно четко, внятно произносить окончilния слов, предлоги и

местоимения.
2.1.9. Рекомендуется заранее покiвать ребёнку - инвчrлиду, инвttлиду или лицу с ОВЗ, где
н€rходится санузел д-пя данной категории лиц, что поможет ему быстрее адаптироваться на объекте
МБДОУ - детский сад Nq 31
3. Особепности взаимодействия с разJIпчными группамп инваJIидов п лиц с

ограниченнымп возможностями здоровья

3.1. Лица,

пспытывающие трудЕости при передвпrкении.

При общении с ук.lзrlнной группой rпrц следует уведомить о наличии на объектах МБДОУ
- детскиЙ сад Ns 3l определенного специального оборудования дJUI инвirлидов и лиц с ОВЗ
(например, подъёмник (ступенькоход) дJUI передвижения по лестнице вниз и вверх на коJIяске,
беryщие дорожки, адаптированный лифт) и возможности пользоваться им. Сотрудники обязаны
ВСТРеТИть, вежJIиво объяснить где нirходиться нужный объект инвiLлиду, убедиться в доступности
прохода куда следует передвигаться. Запрещается прикасаться к инвалидной коJIяске и менять ее
МесТоположение без согласия инвiIлида или лица с ОВЗ. При открытии тяжельD( дверей, при
передвижении по паркету или коврам с длинным ворсом рекомендуется предложить помощь
инВzrлиду или лицу с ОВЗ, пользующемуся инвЕlлид{оЙ коляскоЙ пли костыJIями. Сотрудники
должны помнить, что инв€lлид{ые коляски быстро набирают скорость, и неожиданные резкие
повороты и толчки моryт привести к потере равновесия и опрокидывaЕию инвалидной коляски.
3.2. Лица,

пспытывающие затруднения в речи.

Сотрулники должны говорить с данной группой лиц спокойно, терпеливо, дружелюбно и
не поддаваться на возможные речевые провокации. Запрещается перебивать, поправJuIть дtlнное
лицо и (или) договаривать фразу за ним. Говорить следует только тогда, когда собеседник
закончил формулировать свою мысль. При рЕвговоре рекомендуется смотреть влицо собеседнику,
поддерживать визуальный контtжт. В беседе стараться задавать вопросы, которые требуют
коротких отвgтов иJIи кивка головы, подтвержд€lющих, что информация воспринятаи осмысленна.

В сrrучае, если фраза не понятна, рекомендуется попросить собеседЕика повторить ее. Сотрудlики
обязаны помнить, что нельзя пытаться ускорять разговор, T{lK к€к лицу с нарушениrIми речи
требуется большее коJIичество времени лля формированиrI высказывания.
Слелует быть готовым к тому, что рt}зговор с указанным лицом займет больше времени.
При возникновении проблем в устном общении необходимо предложить испоJьзовать другой
способ общения: взрослому, посетившему МБ,ЩОУ - детский сад }lb 31

- написать, нtшечатать; ребёнку
3.3.

Лица

с задержкой в

- покi[зать жестtll\,lи.

развитии и проблемами общения.

В разговоре с данной группой лиц необходимо испоJьзовать доступньй язьпс, вырtDкаться
Tolmo и в pilп,lкax темы ра:}говора. Избегать словесных IIIтtlп{пов и образных вырtDкений, если
только нет точной уверенности в том, что собеседник с ними знtжом. Следует исходить из того,
что лицо с задержкой в развитии имеет жизнеЕный опыт, как и rпобой другой взросльй человек.
Необходимо rrомнить, что лица с задержкой в развитии дееспособны и моryт подписывать
документы, дzlвать согласие на медицинскую помощь и т.д.
3.4. Лица, имеющие нарушение зрения.

При общении с данной группой лиц следует помнить, что нарушение зрения имеет много
степеней. Полностью слепьIх людей всего около 10О/о, остаьные имеют остатоIIное зрение, моryт
рulзличать свет и теIIь, иногда цвет и очертания предмета. У одних слабое периферическое зрение,
у других слабое прямое при хорошем периферическом. ,Щанные критерии в обязательном порядке
наДо Выяснить у собеседника иJIи сопровождающего его лица и учитывать при общении. При
встрече с лицом, имеющим нарушение зрения, сотрудIик должен поприветствовать его первым,
нtlзвilв себя, также всех присутствующих лиц. В первую очередь рекомендуется спросить JIицо
С нарУшением зрения, куда он следует, нужна ли ему помощь, в какой мере, а в сJIучае
положительного ответа помо(ь ему. Предлtгая помощь, следует напрilвJIять лицо с нарушением
ЗРеНИЯ ОСТОРОЖНО, не сДавливiUI его руку. Сопровождtш лицо с нарушеЕиями зрения, сотрудник
должеЕ передвигаться на объекте ЩОУ без резких движений, не делать рывков. Если .тпtцо с
нарушением зрения отк€lзi}лось от помощи в сопровождении по объекry мБдоУ - детский сад
Nч 31, при этом сотрудник з€tN,Iетил, что укчвЕlнное лицо сбилось с маршрутц сотрудник обязшr
подойти и помочь лицу выбраться на нужrrый lryTb. Сотрулники обязаны постtlвить в известность
лицо с нарушением зрение о нtUIичии на объекте мБдоУ - детский сад Ns 31 информационЕьIх

табличек, изготовленньIх с использовЕlнием шрифта Брайля.
,Щля ориентации лица с нарушением зрения на объекте МБЩОУ - детский сад М 31
необходимо кратко описать местонахождение, харrжтеризовать расстояЕие до определенньтх
предметов; своевременно предупред{ть о препятствиlIх: ступенях, низких притолокаq трубах и
т.п.
T

Запрещается давать комaнды собакам-поводщрям, ц)огать, играть с ними. Слелует помнить,

го собака-поводьць вьшолняет слryжебrтую функцию при JIице с нарушением зрения. Если

соТрУДIик предлiгает лицу с нарушением зрения присесть, следует направить руку данного JIица
на спинку стула или подлокотник. При необходимости зачитывЕtния лицу с нарушением зрения
какоЙ-либо информации сначала следует предупредить дtlнное лицо об этом. Читать необходимо
вСе, воздержiIвшись от комментариев: нi}звание, даты, текст документа - от зzголовка до конца, не
пропускать редко употребrrяемые или международные слова. При.rгении какого-JIибо документа
пицу с нарушением зрения рекомендуется дJIя убедительности дать ему документ в руки. Если
лицо с нарушением зрения должен подписать документ, следует в обязательном порядке

прочитать документ вслух
д€lнному лИЦУ, при необходимости
дJUI полного восприятия текста
повторить его, Инвалидность не освобо}кдает
лицо с нарушением зреt{ия от ответственности,
обусловленной документом.
3.5. Лица, имеющие нарушение cJryxa.

при общении с данной группой лиц следует
помнить, что существует несколько типов
и
степеней гJryхоты, что влечет за собой
несколько способов общения с лиц€lми
с нарушением cJryxa.
,Щанные критериИ в обязательном порядке надо
вьUIснить у собеседника или сопровождающего
его
лица И у!IитыватЬ при общеНии, В процессе
ди€tлога с лицоМ с нарушением сJIуха следует
смотреть
ПРЯМО На НеГО' Не ЗаТеМНЯТЬ ЛИЦО,
Не ЗаГОРЕDкивать его
рукil^{и, волос€t^,l и или к€lкими_ то
предметами.

л'цо с

собеседника.

нарушением слуха должно иметь возможность
следить за выражением лица

фlя привлечения внимilния лица с нарушением cJryxa сле.ryет назвать
его по имени. Если
ответа нет, можно слегка тронуть человека
иJIи же помахать рукой. При общении
говорить
СЛеДУеТ МаКСИМаЛЬНО ЧеТКО аРТИКУлируя
и заN,iедJUIя свой темп речи, внятно произносить
окоЕчания слов,предлоги и местоимения, так
как д€lннtш группа лиц испытывает знаtIительные
затруднения в восприятии отдельньгх звуков.
В диа_шоге использовать простые
фразы и избегать
несущественныхслов, При необходимости перефрrвировать
сообщение с использовzlнием более
простыХ синонимоВ, еслИ собеседниК не понял
информацию. Если сотрудник сообщает
информацию, KoToptUI вкJIючает в себя сложный
термин, рекомендуется ддя восприятиrI лицом
с
нарушением слуха написать ее, или
донести любьгм Другим способом, но так, тгобы она была
точно понята, При работе с данной группой лиц
возможно использовать язык жестов, выражение
лица и телодвижения цп пояснения смысла скzванного.
Если общение происходит через
сурдопереводчика, необходимо помнить, что обрапIаться
надо непосредственно к собеседнику, а
не к переводчику.
лист ознакомления

с Инструкцией <<оказанпе необходимой помощи
инвалидам и
лицам с ограниченными возможностями здоровья>


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».