МУНИIЦ{IIАJЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ дЕтскIдi сАд м 31 NIУНИIЦ{IIАЛЬНОГО ОБРЛЗОВЛНИЯ ГОРОД ЕКАТЕРИНБУРГ 620146 г. Екатеринбург, ул. Академика Барлина,47А тел/факс 8(34З)240- l 7 -40, l8(З4З)240-06-95 E-mai|: rпdоu3 l @еduеkЬ.ru Принято; Педагогическим советом МБ.ЦОУ-летский сад Ns 31 Протокол Jtlb l от 30.08.202l года детский Тихонова/ l .08.202l г. инструкция окЕвания необходимой помощи инвЕIлидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья в МБДОУ - детский сад J\b 3l Екатеринбург, 202| - Общие положения 1.1. Настоящая инструкция разработЕrна для Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения - детский сад Ns (да.пее мБдоУ - детский сад NgЗl) при 31 предоставлении услуг инвчtлидам (иным категориям маломобильных гра:цдан) |.2. Инструкuия разработана в соответствии с ФедерiLльным законом от 1 декабря 2014 года J'(! з09-ФЗ <<о внесении изменений в отдельные законодательные акгы Российской Федерации по вопросаМ социальной защитЫ инвalлидоВ в связи с ратификациейКонвенции о правах инвiUIидов). - 1.3. Инвалид лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функциЙ организма, обуслоВленное заболеваниями, последстВиями трtшм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социшlьной защитьD. МаломобИльные граждане (мг) это люди испытывающие затруднения при сulNdостояТельноМ передвижении, получении услуги, необходимой информации или при ориентировании в пространстве (люди с временным нарушением здоровья, беременные женщины, люди старших возрастов, люди с детскими коJuIскtlNdи и т.п.). 1.4. Настоящая Инструкция разработана в целях: 1.4.1. Недопустимости дискриминации в мБдоУ - детский сад J\Ъ 31 по признаку инвалиднОсти, тО есть любое рiвличие, исключение или ограничение по причине инвiIлидности, цельЮ либо результатом которых является умЕrление или отрицание признаIlия, реализацииили осуществления наравне с другими всех гарантированных в Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина В политической, экономической, социальной, кульryрной, гражданской или любой иной области. 1.4.2. Реализации прав воспитанника с ограниченными возможностями здоровья на поJryчение образоваНия и воспИтЕlниЯ и социz}льНой адаптации в условиях МБЩОУ - детский сад J,lb 31 1.4.3. НастоящаЯ ИнструкцИя обязательна дJUI испоJшения всеми сотрудникilпли МБДОУ - детский сад Ns 31 2. Общие правила этикета при общении с инваJIидами и лицами с ограниченнымп возможностямп здоровья 2.1. ДJп обеспечения доступа инвitлидов и лиц с ОВЗ к усJrугам МБДОУ - детский сад Ns 31 и объектам, на которых они предоставляются, сотрудникшл необходимо соблюдать следующие общие правила этикета при общении с укi}занными категориJIми лиц в зависимости от конкретной ситуации: 2.1.T. При разговоре с инвirлидом или лицом с ОВЗ обращаться следует непосредственно к нему, а не к сопровождaющему, который присутствует при рulзговоре. При знакомстве с инвtLлидом или лицом с ОВЗ рекомендуется пожать ему руку, расположить к с себе. 2.1.2. При встрече со слепым или слабовидящим лицом, необходимо HutзBaTb себяидругих присутствующих людей. При проведении общей беседы следует пояснять, к кому в дшrный момент обращен разговор, и называть себя. Если инва_пиду или лицу с оВЗ предлагается помощь, рекомендуется подождать, пока укванное лицо ее примеТ или откаЖется оТ помощи, а в сJryчае положительного ответа спросить, что и к{ж делать дJUI оказirния помощи. 2.1 .з. 2.1.4. ОбращатЬся к инвалиду илИ лицу С ОВЗ рекомендуется: взрослому человеку: по имени-отчеству и на <Вьш. к ребёнку по имени, 2.|.5. ПрИ разговоре с инвzrлидОм илИ лицоМ с оВЗ, испытывilющим трудности в общении, необходимо внимательно сJryшать его, быть терпеливым и ждать, когда указанное лицо самостоятельно законtIит фразу. с с 2.1.6. При общении лицом нарушениями опорно-двигательного аппарата, пользуюЩимся инвЕlлидной коляской или костыJUIми, располагаться следует на одном зрительном уровне или сразу в начале ршговора сесть прямо перед ним. 2.1.7. СотрУлники не должны при рiвгоВоре с инвчtлидом иJIи лицом с оВЗ с гиперкинезап,rи (патологиЧеские внезапнО возникаюЩие непроИзвольные движения в рчtзлиtIньIх группчlх мышц) на непроизвольные реагировать движения укчванного лица. 2.1.8. При общении с лицом, имеющим нарушение cJryxa, необходимо привлечь внимание указtlнногО лица двиЖениеМ руки. В процесСе диаJIога с указанным лицом рекомендуется смотреть прямо В Глuва говорить максим{tльно четко, внятно произносить окончilния слов, предлоги и местоимения. 2.1.9. Рекомендуется заранее покiвать ребёнку - инвчrлиду, инвttлиду или лицу с ОВЗ, где н€rходится санузел д-пя данной категории лиц, что поможет ему быстрее адаптироваться на объекте МБДОУ - детский сад Nq 31 3. Особепности взаимодействия с разJIпчными группамп инваJIидов п лиц с ограниченнымп возможностями здоровья 3.1. Лица, пспытывающие трудЕости при передвпrкении. При общении с ук.lзrlнной группой rпrц следует уведомить о наличии на объектах МБДОУ - детскиЙ сад Ns 3l определенного специального оборудования дJUI инвirлидов и лиц с ОВЗ (например, подъёмник (ступенькоход) дJUI передвижения по лестнице вниз и вверх на коJIяске, беryщие дорожки, адаптированный лифт) и возможности пользоваться им. Сотрудники обязаны ВСТРеТИть, вежJIиво объяснить где нirходиться нужный объект инвiLлиду, убедиться в доступности прохода куда следует передвигаться. Запрещается прикасаться к инвалидной коJIяске и менять ее МесТоположение без согласия инвiIлида или лица с ОВЗ. При открытии тяжельD( дверей, при передвижении по паркету или коврам с длинным ворсом рекомендуется предложить помощь инВzrлиду или лицу с ОВЗ, пользующемуся инвЕlлид{оЙ коляскоЙ пли костыJIями. Сотрудники должны помнить, что инв€lлид{ые коляски быстро набирают скорость, и неожиданные резкие повороты и толчки моryт привести к потере равновесия и опрокидывaЕию инвалидной коляски. 3.2. Лица, пспытывающие затруднения в речи. Сотрулники должны говорить с данной группой лиц спокойно, терпеливо, дружелюбно и не поддаваться на возможные речевые провокации. Запрещается перебивать, поправJuIть дtlнное лицо и (или) договаривать фразу за ним. Говорить следует только тогда, когда собеседник закончил формулировать свою мысль. При рЕвговоре рекомендуется смотреть влицо собеседнику, поддерживать визуальный контtжт. В беседе стараться задавать вопросы, которые требуют коротких отвgтов иJIи кивка головы, подтвержд€lющих, что информация воспринятаи осмысленна. В сrrучае, если фраза не понятна, рекомендуется попросить собеседЕика повторить ее. Сотрудlики обязаны помнить, что нельзя пытаться ускорять разговор, T{lK к€к лицу с нарушениrIми речи требуется большее коJIичество времени лля формированиrI высказывания. Слелует быть готовым к тому, что рt}зговор с указанным лицом займет больше времени. При возникновении проблем в устном общении необходимо предложить испоJьзовать другой способ общения: взрослому, посетившему МБ,ЩОУ - детский сад }lb 31 - написать, нtшечатать; ребёнку 3.3. Лица с задержкой в - покi[зать жестtll\,lи. развитии и проблемами общения. В разговоре с данной группой лиц необходимо испоJьзовать доступньй язьпс, вырtDкаться Tolmo и в pilп,lкax темы ра:}говора. Избегать словесных IIIтtlп{пов и образных вырtDкений, если только нет точной уверенности в том, что собеседник с ними знtжом. Следует исходить из того, что лицо с задержкой в развитии имеет жизнеЕный опыт, как и rпобой другой взросльй человек. Необходимо rrомнить, что лица с задержкой в развитии дееспособны и моryт подписывать документы, дzlвать согласие на медицинскую помощь и т.д. 3.4. Лица, имеющие нарушение зрения. При общении с данной группой лиц следует помнить, что нарушение зрения имеет много степеней. Полностью слепьIх людей всего около 10О/о, остаьные имеют остатоIIное зрение, моryт рulзличать свет и теIIь, иногда цвет и очертания предмета. У одних слабое периферическое зрение, у других слабое прямое при хорошем периферическом. ,Щанные критерии в обязательном порядке наДо Выяснить у собеседника иJIи сопровождающего его лица и учитывать при общении. При встрече с лицом, имеющим нарушение зрения, сотрудIик должен поприветствовать его первым, нtlзвilв себя, также всех присутствующих лиц. В первую очередь рекомендуется спросить JIицо С нарУшением зрения, куда он следует, нужна ли ему помощь, в какой мере, а в сJIучае положительного ответа помо(ь ему. Предлtгая помощь, следует напрilвJIять лицо с нарушением ЗРеНИЯ ОСТОРОЖНО, не сДавливiUI его руку. Сопровождtш лицо с нарушеЕиями зрения, сотрудник должеЕ передвигаться на объекте ЩОУ без резких движений, не делать рывков. Если .тпtцо с нарушением зрения отк€lзi}лось от помощи в сопровождении по объекry мБдоУ - детский сад Nч 31, при этом сотрудник з€tN,Iетил, что укчвЕlнное лицо сбилось с маршрутц сотрудник обязшr подойти и помочь лицу выбраться на нужrrый lryTb. Сотрулники обязаны постtlвить в известность лицо с нарушением зрение о нtUIичии на объекте мБдоУ - детский сад Ns 31 информационЕьIх табличек, изготовленньIх с использовЕlнием шрифта Брайля. ,Щля ориентации лица с нарушением зрения на объекте МБЩОУ - детский сад М 31 необходимо кратко описать местонахождение, харrжтеризовать расстояЕие до определенньтх предметов; своевременно предупред{ть о препятствиlIх: ступенях, низких притолокаq трубах и т.п. T Запрещается давать комaнды собакам-поводщрям, ц)огать, играть с ними. Слелует помнить, го собака-поводьць вьшолняет слryжебrтую функцию при JIице с нарушением зрения. Если соТрУДIик предлiгает лицу с нарушением зрения присесть, следует направить руку данного JIица на спинку стула или подлокотник. При необходимости зачитывЕtния лицу с нарушением зрения какоЙ-либо информации сначала следует предупредить дtlнное лицо об этом. Читать необходимо вСе, воздержiIвшись от комментариев: нi}звание, даты, текст документа - от зzголовка до конца, не пропускать редко употребrrяемые или международные слова. При.rгении какого-JIибо документа пицу с нарушением зрения рекомендуется дJIя убедительности дать ему документ в руки. Если лицо с нарушением зрения должен подписать документ, следует в обязательном порядке прочитать документ вслух д€lнному лИЦУ, при необходимости дJUI полного восприятия текста повторить его, Инвалидность не освобо}кдает лицо с нарушением зреt{ия от ответственности, обусловленной документом. 3.5. Лица, имеющие нарушение cJryxa. при общении с данной группой лиц следует помнить, что существует несколько типов и степеней гJryхоты, что влечет за собой несколько способов общения с лиц€lми с нарушением cJryxa. ,Щанные критериИ в обязательном порядке надо вьUIснить у собеседника или сопровождающего его лица И у!IитыватЬ при общеНии, В процессе ди€tлога с лицоМ с нарушением сJIуха следует смотреть ПРЯМО На НеГО' Не ЗаТеМНЯТЬ ЛИЦО, Не ЗаГОРЕDкивать его рукil^{и, волос€t^,l и или к€lкими_ то предметами. л'цо с собеседника. нарушением слуха должно иметь возможность следить за выражением лица фlя привлечения внимilния лица с нарушением cJryxa сле.ryет назвать его по имени. Если ответа нет, можно слегка тронуть человека иJIи же помахать рукой. При общении говорить СЛеДУеТ МаКСИМаЛЬНО ЧеТКО аРТИКУлируя и заN,iедJUIя свой темп речи, внятно произносить окоЕчания слов,предлоги и местоимения, так как д€lннtш группа лиц испытывает знаtIительные затруднения в восприятии отдельньгх звуков. В диа_шоге использовать простые фразы и избегать несущественныхслов, При необходимости перефрrвировать сообщение с использовzlнием более простыХ синонимоВ, еслИ собеседниК не понял информацию. Если сотрудник сообщает информацию, KoToptUI вкJIючает в себя сложный термин, рекомендуется ддя восприятиrI лицом с нарушением слуха написать ее, или донести любьгм Другим способом, но так, тгобы она была точно понята, При работе с данной группой лиц возможно использовать язык жестов, выражение лица и телодвижения цп пояснения смысла скzванного. Если общение происходит через сурдопереводчика, необходимо помнить, что обрапIаться надо непосредственно к собеседнику, а не к переводчику. лист ознакомления с Инструкцией <<оказанпе необходимой помощи инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья>