Образовательная программа дошкольного образования МБДОУ - детский сад № 31
Описание образовательной программы
Образовательная программа дошкольного образования разработана в Муниципальном
бюджетном дошкольном образовательном учреждении - детский сад № 31 относится
к основным общеобразовательным программам, определяет содержание и организацию
образовательной деятельности для МБДОУ в
целом (для всех возрастных групп общеразвивающей направленности от 2 до 7 лет).
Программа
разрабатывается и утверждается МБДОУ самостоятельно
в соответствие с ФГОС ДО, утвержденным приказом Минобрнауки России от 17.10.2013
№ 1155, и ФОП ДО, утверждённой. приказом Мин просвещения России от 25.11.2022 №
1028», состоит из обязательной части, которая соответствует ФОП ДО,
и части, формируемой участниками образовательных отношений, объем которых
составляет не менее 60% и не более 40% соответственно.
Обязательная часть Программы (60%) предполагает
комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти
взаимодополняющих образовательных областях.
Часть, формируемая участниками образовательных
отношений (40%) (далее – ЧФУ), ориентирована на специфику национальных,
социокультурных и иных условий, в том числе региональных, в
которых осуществляется образовательная деятельность, сложившиеся традиции МБДОУ,
выбор из имеющихся и/или самостоятельно разработанных участниками
образовательных отношений парциальных образовательных программ и форм
организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют
потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива
и МБДОУ в целом.
Программа включает в себя учебно-методическую
документацию, в состав которой входят: рабочая программа воспитания,
календарный план воспитательной работы, режим(ы) дня, расписание занятий, и
иные компоненты, разрабатываемые и утверждаемые ДОО самостоятельно.
Программа включает три основных раздела: целевой,
содержательный, организационный, в каждом из которых отражается обязательная
часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений, и
дополнительный раздел.
Целевой раздел включает:
пояснительную записку
(цели, задачи, принципы и подходы формирования);
планируемые
результаты освоения программы;
подходы к
педагогической диагностике достижения планируемых результатов;
Содержательный раздел включает:
задачи и
содержание образовательной деятельности по каждой из образовательных областей
для всех возрастных групп обучающихся (социально-коммуникативное,
познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие);
вариативные
формы, технологии, методы, способы и средства реализации Программы;
особенности
образовательной деятельности разных видов и культурных практик;
способы и
направления поддержки детской инициативы;
взаимодействие
педагогического коллектива с семьями обучающихся;
направления и
задачи коррекционно-развивающей работы с
детьми дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями различных
целевых групп, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов;
рабочую программу
воспитания;
Организационный
раздел включает:
описание
психолого-педагогических, материально-технических, кадровых, финансовых условий
реализации Программы;
описание
организации развивающей предметно-пространственной обеспеченность
методическими материалами и средствами обучения и воспитания (учебно-методический
комплект);
примерные
перечни художественной литературы, музыкальных произведений, произведений
изобразительного искусства для использования в образовательной работе в разных
возрастных группах, а также примерный перечень рекомендованных для семейного
просмотра анимационных произведений;
учебно-методическую
документацию (указано в п.1.1.5 настоящей Программы);
Дополнительный
раздел
включает краткую презентацию Программы.
Программа
формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной
социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и
определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем,
содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного
образования).
Программа направлена на:
создание условий развития ребенка,
открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного
развития, развития инициативы и творческих способностей на основе
сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам
деятельности;
создание развивающей образовательной
среды, которая представляет собой систему условий социализации и
индивидуализации детей
Программа реализуется на государственном языке Российской
Федерации – русском (Согласно пункту 1.9 ФГОС ДО).
Содержание
и планируемые результаты Программы обеспечивают уровень, не ниже
соответствующих содержания и планируемых результатов ФОП ДО.
Содержание
образования содействует взаимопониманию и
сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной,
этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие
мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на
свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей каждого
человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в
семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями.
Содержание
ОП ДО обеспечивает физическое
и психическое развитие детей в различных видах деятельности и охватывает
следующие структурные единицы, представляющие определенные направления обучения
и воспитания детей (далее – образовательные области):
социально-коммуникативное развитие
познавательное развитие
речевое развитие
художественно-эстетическое развитие
физическое развитие
Программа реализуется в течение всего периода пребывания
детей в детском саду от 2 лет до прекращения образовательных отношений.