10.09.2024
Чтобы ребенок мог сочинить мелодию, создать
музыкальный образ, у него необходимо развить основные музыкальные способности.
Кроме того, для проявления творчества требуется воображение, фантазия,
свободная ориентировка в непривычных ситуациях. Идеальным способом
решения данной проблемы стало элементарное музицирование – система музыкального
воспитания детей, созданная современным немецким композитором К. Орфом и
адаптированная как технология Т.Э. Тютюнниковой.
Суть этой технологии в неразрывном единстве речи,
пения, движения, игры на детских музыкальных инструментах при свободном
импровизационном и радостном общении с музыкой.
Цель – привить навыки творческого музицирования
Задачи:
* развивать индивидуальность детей, их
способность к импровизации, творчеству, умению фантазировать
* воспитывать у детей веру в свои силы, в
свои творческие способности
* развивать творческую активность, художественный
вкус; приобщать к инструментальной музыке и самостоятельному осмысленному
музицированию
* развитие импровизационного обращения детей со
знакомым материалом и умения использовать его по-своему
* Создание предпосылок к формированию творческого
мышления, воображения. Развитие внимания и памяти.
Данная
технология реализуется в образовательной деятельности детей, на детских
праздниках, развлечениях. В процессе обучения детей игре на ДМИ можно выделить
3 этапа:
1.
прослушивание музыкальных произведений,
обсуждение, какие инструменты будут звучать. Распределение инструментов для
исполнения музыкального произведения с учетом предпочтения детей и их
способностей.
2.
разучивание каждой партии отдельно и по
подгруппам, запоминание ритмического рисунка.
3.
освоение детьми техники игры на своих
инструментах, исполнение своей партии, объединение в оркестр.
Методы:
- словесный;
- наглядный;
- игровой:
-
практический.
Формы организации:
- индивидуальная;
- подгрупповая;
- групповая.
Двумя основными принципами технологии являются:
импровизационно-творческая деятельность и игра. Сейчас уже многим педагогам
понятно, что для детей игровой подход представляет единственно возможную форму
участия в любой деятельности, в том числе и в музыкальной. "Будем играть
на инструментах, танцевать и аккомпанировать себе, придумывать музыкальную
сказку или озвучивать стихи" — все эти формы вызывают азарт и восторг,
дают эмоциональный всплеск, без которого нет музыки вовсе. Дети от них не устают,
потому что являются деятелями, а не сторонними наблюдателями или слушателями.
Они внутри музыки, а не снаружи ее.
Основные виды детской деятельности, применяемые в
технологии - пение, речевое музицирование, игра на детских музыкальных и
самодельных шумовых инструментах, танец, импровизированное движение,
озвучивание стихов и сказок, пантомима, спонтанная импровизированная
театрализация.
В характере звучания каждого музыкального
инструмента можно найти аналогию с каким-либо явлением природы — голосами птиц,
животных, речью человека.
Широко применяются различные виды контрастных
сопоставлений. Важно заострять внимание дошкольников на том, что даже простое
звукоподражание (например, шум дождя) можно передать по-разному: чтобы в музыке
слышались волшебные легкие капельки теплого дождика, сверкающие на солнце, или
грозные, барабанящие по крышам тяжелые капли сильного ливня с ветром и громом,
когда становится темно и страшно.
Рассмотрим, какие инструменты используются в
технологии.
«Первым инструментом» человека было, как известно
его собственное тело. Для современного ребенка оно им является и сейчас.
Звучащие жесты – это игра звуками человеческого тела. Инструменты, которые
всегда «с собой», позволяют организовать и украсить музицирование в отсутствие
любых других инструментов. Звучащие жесты – это хлопки, шлепки, притопы,
щелчки..и т.д. Игра звуками собственного тела есть первая бессознательная
импровизация ребенка, поэтому звучащие жесты это надежный путь к тому, чтобы
дети начали элементарно импровизировать. Но самое основное, это то, что
звучащие жесты являются самым эффективным средством в развитии ритмического
чувства детей, так как оно развивается только через движение и мышечные
ощущения человека.
Игры типа «Послушай себя», «Украсим мелодию,
стихотворение» позволяют детям ощутить радость открытия того, что природа
наделила человека огромным многообразием звуков. Их можно воспроизвести,
используя возможности собственного тела (голосом, руками, ногами, губами) как
своеобразного и оригинального инструмента. Здесь объединяются разнообразные
комбинации звучащих жестов, кластерное исполнение фонем (З, Ж, Х, Ф, С, Ч, Ш,
У, О и т.д.) исполнение которых должно быть разнорегистровым,
разнодинамическим, и разновременным.
Используемые варианты звуковых моделей:
*легкие и тихие (не синхронные) удары в раскрытую
ладонь одним пальцем, двумя, всеми пальцами с постепенным усилением и
уменьшением силы звука (дождь, усиливающийся от порыва ветра);
*быстро потереть ладони (шелест листвы и травы);
*трение внешней стороны рук (шуршание камыша);
*несильные удары по груди (далекие раскаты
грома);
*шлепки по коленям (хлопанье крыльев птиц);
*постукивание кулачками по полу (бег табуна
лошадей);
*постукивание подушечками пальцев (бег сказочных
существ).
Творческие задания для шумового оркестра:
передать в музыке цокот копыт, волшебные падающие снежинки. Снежинки можно
изобразить с помощью звенящих колокольчиков, треугольников, металлофонов, а
цокот копыт — с помощью деревянных ложек, кубиков. Важно, чтобы дети понимали,
что, создавая какой-либо образ, необходимо выразить настроение, характер
музыки, (всадник может скакать беззаботно, весело, бодро или торопливо,
стремительно, решительно; он может ехать вдалеке, потом приближаться и
удаляться). В зависимости от характера образа, который предстоит передать, дети
выбирают определенные выразительные средства.
В современной музыкальной педагогике исследование
звука и познание детьми Мира через звук, создание иного образа самых
разнообразных бытовых предметов (баночки от йогурта, коробки из-под обуви,
пластиковые бутылки, металлические крышки, кухонные миски и т.д.) получают всё
большее развитие. Именно они являются участниками изумительного оркестра! А
сколько радости и изумления доставляет детям открывать для себя необыкновенные
звуки, которые извлекаются ими самыми разнообразными способами в результате
взаимодействия с самой обыкновенной бумагой и картоном (разных видов), связкой
ключей, от бурления воды через соломенную трубочку, если подуть в большую
пластиковую бутылку. Для подобных игр мной создан дидактический стол
«Лаборатория звука», позволяющий детям экспериментировать со звуками,
сравнивать их, пробовать создавать простейшие музыкальные инструменты.
Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы:
· Почему все звучит?
· Откуда берется голос?
· Где живет эхо?
· Как сделать звук громче, тише?
Техническая лёгкость игры на шумовых
инструментах, их способность тотчас же откликаться на любое прикосновение
располагают и побуждают детей к звукокрасочной игре, а через неё – к простейшей
импровизации. Таким образом, шумовые инструменты позволяют всем детям,
независимо от способностей, участвовать в музицировании. Каждому ребёнку в этом
ансамбле может быть найдена подходящая роль. Роль ребенка может быть небольшой
и очень простой, но качественно необходимой для его саморазвития.
Поскольку коллективное музицирование является
также одной из форм общения, бесспорна и воспитательная функция оркестра. У
детей появляется ответственность за правильное исполнение своей партии,
собранность, сосредоточенность. Оркестр объединяет детей, помогает выработать
волю, упорство в достижении поставленной задачи, помогает преодолеть
нерешительность, робость, неуверенность в своих силах
Значение элементарного музицирования для
музыкального и общего развития детей трудно переоценить. В процессе игры на
инструментах развиваются музыкальные способности и прежде всего все виды
музыкального слуха: звуковысотный, метроритмический, ладогармонический,
тембровый, динамический.
Опыт музицирования, пусть даже небольшой и
элементарный, часто становится решающим фактором в «пленении» человека музыкой.
Разыгрывая какую-нибудь сказку или инсценировку, можно предложить детям
«украсить» её всевозможными звуками (как музыкальными, так и шумовыми)
Предложить им подумать, какие инструменты могли бы более точно передать
сказочный образ или природное явление. Выбрать самостоятельно инструмент, а
может быть и смастерить его. С помощью музицирования можно украсить и сделать
более выразительными всевозможные потешки, шутки, небольшие стихи.
Результат использования технологии - повышение
интереса к игре на детских музыкальных инструментах. С помощью методов
наблюдения и опроса удалось установить, что в период с 2019 по 2020 год высокий
уровень вырос на 13% (42% и 55% соответственно), а низкий снизился на 7%.
Мониторинг показывает увеличение количества выпускников, продолжающих обучение
в музыкальных школах. У детей не иссекаемый интерес и желание играть, петь,
танцевать, музицировать. Буду продолжать использовать в своей работе технологию
«Элементарного музицирования» Т.Э. Тютюнниковой.