Порядок организации отдыха, релаксации и сна воспитанников

МУНИЦИПЛJIЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
учрЕждЕниЕ - дЕтскиЙ сАдJ{! 31
М},НИЦИIIАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД ЕКАТЕРИНБУРГ
620146 г. Екатеринбург, ул. Академика Бардина" 47А
тел/факс 8(343)240-1 7-40, /8(34З)240_06-95
E-mail
1

порядок

орг8нпз8цши отдыха, релаксацЕш Il сца детей
мБДоУ- детскпй сsд лi 31

Принято с учегом мненпя
Совега родителей
Протокол Nэ l от 17.02.202l

УТВЕРЖДНО
заведующего
l Ns 18,

от

\

го сада Ns 3

l

Л.Р. Тихонова

.х

&g

ъiуD* ---;{$:q\

\ч

г. Екатеринбург,202l

1. Общие положения
1.1. Порядок организации отдыха, релаксации и сна воспитанников (далее Порядок) разработан в соответствии с Федеральным Законом «Об образовании в Российской
Федерации» № 273 от 29.12.2012 г. (ст. 28); Санитарно-эпидемиологическими правилами и
нормативами СанПин 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологическим требованиям к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; Уставом
МБДОУ-детский сад № 31 и другими нормативно - правовыми актами по вопросам
присмотра и ухода, социальной защиты прав и интересов детей.
1.2. Настоящий Порядок определяет условия организации отдыха релаксации и сна
воспитанников, реализующих программы дошкольного образования МБДОУ-детский сад №
31
1.3. Сон — неотъемлемая часть режима дня ребёнка. Организации дневного отдыха,
релаксации в детском саду уделяется особо пристальное внимание, так как в периоды
бодрствования дети, как правило, очень активны, а организму дошкольников очень важно
восстанавливать силы и накапливать энергию для деятельности во второй половине дня.
2. Основные задачи
2.1. Соблюдение гигиенических норм и требований
жизнедеятельности в дошкольной организации.

к

организации

2.2. Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей с учетом
их индивидуальных возможностей.
2.3. Совершенствование
воспитанников.

системы

организации

отдыха,

релаксации

и

сна

3. 3. Функции
3.1. Основными функциями по организации отдыха, релаксации и сна
воспитанников являются:
- организационно-методическая: планирование и проведение режимных моментов,
направленных на организацию отдыха, релаксации и сна;
- консультативная: консультирование родителей (законных представителей) и
педагогов по вопросам организации отдыха, релаксации и сна воспитанников;
-контрольная: организация контроля за реализацией мероприятий по организации
отдыха, релаксации и сна воспитанников.
4. Организация отдыха, релаксации и сна воспитанников
4.1. Организация отдыха, релаксации и сна воспитанников проводится в
соответствии с требованиями СанПиН:
 спальни оборудованы стационарными кроватями;
 при отсутствии спален по проекту дневной сон детей организован в групповых
комнатах на трансформируемых (выдвижных) трехуровневых кроватях;
 кровати имеют твердое ложе;
 расстановка кроватей обеспечивает свободный проход детей между ними;
 количество кроватей соответствует общему количеству детей, находящихся в
группе;

 каждое спальное место обеспечивается комплектом постельных принадлежностей
(матрацем с наматрасником, подушкой, одеялом), постельным бельем (наволочкой,
простыней, пододеяльником) и полотенцами (для лица и для ног). Допускается
использование одноразовых полотенец для лица, рук и ног;
 количество комплектов постельного белья, наматрасников и полотенец (для лица и
для ног) должно быть не менее 2 комплектов на одного человека;
 постельные принадлежности (матрацы, подушки, спальные мешки) проветриваются
непосредственно в спальнях во время каждой генеральной уборки, а также на
специально отведенных для этого площадках хозяйственной зоны. Постельные
принадлежности подвергаются химической чистке или дезинфекционной обработке
один раз в год;
 в спальнях обеспечивается наличие естественного бокового, верхнего или
двустороннего освещения. Зашторивание окон в спальных помещениях проводится
во время дневного и ночного сна, в остальное время шторы должны быть раздвинуты
в целях обеспечения естественного освещения помещения;
 в спальнях проводится ежедневная влажная уборка с применением моющих средств
после ночного и дневного сна;
 смена постельного белья и полотенец осуществляется по мере загрязнения, но не реже
1-го раза в 7 дней;
 спальные помещения не используются не по назначению в качестве групповых,
кабинетов для дополнительного образования и других);
 все помещения ежедневно и неоднократно проветриваются в отсутствие детей.
Сквозное проветривание проводят не менее 10 минут через каждые 1,5 часа.
Проветривание через туалетные комнаты не допускается;
 длительность проветривания зависит от температуры наружного воздуха,
направления ветра, эффективности отопительной системы. Проветривание проводят
в отсутствие детей и заканчивают за 30 мин. до их прихода с прогулки или занятий.
При проветривании допускается кратковременное снижение температуры воздуха в
помещении, но не более чем на 2-4°С. В помещениях спален сквозное проветривание
проводят до укладывания детей спать. В холодное время года фрамуги, форточки
закрывают за 10 минут до отхода ко сну детей; открывают во время сна с одной
стороны и закрывают за 30 минут до подъема. В теплое времягода сон (дневной и
ночной) организуют при открытых окнах (избегая сквозняка);
 контроль за температурой воздуха во всех основных помещениях пребывания детей
осуществляют с помощью бытового термометра, прикрепленного на внутренней
стене.

5. Примерный режим дневного сна в ДОО
5.1. Продолжительность сна для детей до 5 лет составляет 2 – 2,5 часа, с 5 до 7 лет —
1–1,5 часа.
5.2. При организации сна учитываются индивидуальные особенности ребенка, в
частности, его длительность.
5.3. Режим сна может быть скорректирован с учетом работы конкретной ДОО.
5.4. Примерный режим дневного сна для детей 2 - 3 лет: 12.30 – 15.30. Постепенный
подъем: 15.30 – 15.45.

5.5. Примерный режим дневного сна для детей 3 – 4 лет 13.00 – 15.30. Постепенный
подъем: 15.30 – 15.45.
5.6. 3Примерный режим дневного сна для детей 4 – 5 лет 12.45 – 15.15. Постепенный
подъем: 15.15 – 15.30.
5.7. Примерный режим дневного сна для детей 5 – 6 лет 12.30 – 15.00. Постепенный
подъем: 15.00 – 15.15.
5.8. Примерный режим дневного сна для детей 6 – 7 лет: 12.40 – 15.10.Постепенный
подъем: 15.10 – 15.25.
6. Работа с детьми перед сном: цели и методы






6.1. Цели:
релаксация детей (снижение уровня тревожности и мышечного напряжения);
восстановление нормального состояния нервной системы;
облегчение психоэмоциональной нагрузки;
ускорение процесса засыпания за счёт создания безопасной и комфортной среды.
6.2. Методическая организация подготовки детей ко сну.












6.2.1. Для достижения поставленных целей организатору дневного сна необходимо:
подготовить помещение для отдыха. Лучшее снотворное — это прохладный воздух.
Комната отдыха должна быть убрана и проветрена. В жаркое время года
рекомендуется открывать окна на проветривание (при отсутствии сквозняков) и во
время сна детей;
определить перечень спокойных игр перед отходом ко сну;
проконтролировать готовность детей ко сну. Взрослые следят за тем, чтобы все
воспитанники сходили в туалет, умылись, помыли руки/ноги, а также переоделись в
удобную для сна одежду;
создать подходящую для сна атмосферу спокойствия и расслабленности
(соответствующее спокойное музыкальное оформление (не более чем на 10–15
минут), сопровождая его снижением темпа речи, тембра и тональности голоса);
провести комплекс дыхательных упражнений для улучшения самочувствия детей;
периодически организовывать беседы с детьми о важности дневного сна (этот приём
больше актуален для старших и подготовительных групп);
сделать подборку сказок, рассказов подходящей тематики.

6.2.2. Эти приёмы могут использоваться в комплексе, но для малышей 2-4 лет,
которые в силу возраста утомляются быстрее, а значит, больше других нуждаются в отдыхе,
достаточно включения музыкального фона после обеда (под проведение гигиенических
процедур, переодевание) и чтения сказок. Для дошкольников 4-5 лет добавляем дыхательные
упражнения. Они, кроме благоприятного воздействия на органы дыхания, ещё и помогают
выработать правильное звукопроизношение. Это очень важная задача для данного возраста.
Проводится эта гимнастика через 20 минут после обеда. Дети

старшего возраста перед началом гигиенических процедур могут немного поиграть в
спокойные игры.
6.2.3. Очень важно, в какой обстановке засыпают малыши. На сон настраивают:
приглушённый свет; закрытые шторы или жалюзи; пастельные, спокойные тона стен и
потолков; свежий воздух.
6.2.4. Выделяются 3 ступени организации дневного сна:
 подготовка (15–20 минут). Самый длительный и ответственный этап. На первом этапе
дети играют в спокойные игры;
 релаксация (5–7 минут). Этот этап уместно проводить под спокойную музыку,
оказывающую общеуспокаивающее действие. Лучший вариант — звуки природы
(шум леса, журчание ручья и пр.). Воспитатель медленно и спокойно произносит текст
(потешки, сказки и др.). Дети слушают хорошо знакомый голос воспитателя, к
которому они привыкли. Воспитатель подходит к каждому ребенку и поглаживает
его. Такое тактильное воздействие оказывает дополнительный расслабляющий и
успокаивающий эффект. Уложив и поправив всем одеяла, воспитатель садится в
кресло, принимает удобную позу, расслабляется. Его состояние непременно
передается детям;
 переход ко сну, сон (1–2,5 часа). На этом этапе выключается музыка, дети затихают
в своих постельках. В качестве сигнала к засыпанию рекомендуется придумать
какую-то короткую фразу. Например, «Мальчики и девочки глазки закрывают,
быстро засыпают». «Закрывайте глазки - вам приснятся сказки».

6.2.5. В течение всего периода отдыха воспитатель находится в спальне и
контролирует правильность позы ребёнка: на левом или правом боку; на животе или поджав
колени спать не рекомендуется, так как такое положение тела затрудняет работу органов
дыхания, кровообращение и негативно влияет на опорно-двигательный аппарат. С теми
детьми, которые категорически отказываются спать, проводится беседа с целью убеждения
лежать в кровати спокойно и не мешать остальным малышам отдыхать.
6.2.6. Необходимо охранять сон детей на всем его протяжении. По данным
физиологических исследований, сон на всем своем протяжении проходит разные фазы: после
засыпания обычно сразу наступает глубокий сон, затем он сменяется более поверхностным
и вновь глубоким. Во время ночного сна такая цикличная смена фаз может происходить до
8—10 раз, если он не прерывается. Общая длительность одного цикла, включающего фазы
глубокого и неглубокого сна, равна примерно 1 ч. Днем полноценный сон ребенка
обеспечивается 2—3 периодами глубокого сна, т е. в течение 1,5—2 ч периоды глубокого сна
повторяются 2 раза; при 2-2,5-часовом сне — 3 раза. У возбудимых детей периоды глубокого
сна продолжаются лишь 30—45 мин; неглубокий сон протекает у них, как правило, с
большим числом двигательных и эмоциональных реакций. У большинства детей с
уравновешенной нервной системой фазы неглубокого сна протекают без каких- либо
особенностей и по длительности составляют не более 10—15 мин. Однако в это время дети
легче пробуждаются от различных внешних раздражителей, шума, поэтому в период
неглубокого сна, наступающего примерно через час после засыпания, важно не допустить

пробуждения ребенка. Исследованиями показано, что во время дневного сна у многих детей
полное торможение наступает только во второй, а иногда и в третий период глубокого сна,
т. е. спустя достаточно длительное время после укладывания.
6.2.7. Для бодрого, хорошего самочувствия детей немалое значение имеет и
правильный их подъем. Наиболее благоприятно самостоятельное пробуждение. А если
ребенка будят, особенно в фазе глубокого сна, то просыпается он не сразу, тяжело и долго
остается заторможенным, так как его физиологические системы функционируют на низком
уровне. Наблюдения показывают, что дети, которых подняли с кровати после дневного сна,
не дождавшись их самостоятельного пробуждения, долго не могут включиться в
двигательную деятельность, бывают вялыми и пассивными. Поэтому рекомендуется, чтобы
ребенок, проснувшись самостоятельно, еще 5—10 мин спокойно полежал в постели, так как
резкий переход от сна к бодрствованию может отрицательно сказаться на состоянии
организма. Таким образом, он подготовится к активной деятельности.
7. Заключительные положения
7.1. Настоящий Порядок является локальным нормативным актом, реализующих
программы дошкольного образования, и утверждается приказом директора.
7.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящий Порядок, оформляются в
письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской Федерации.
7.3. Порядок принимается на неопределенный срок и действует до принятия нового.
7.4. После принятия Порядка (или изменений и дополнений отдельных пунктов и
разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».