26.04.2019
Гатина А.Т. воспитатель
Основоположником проектов считают американского педагога Уильяма Кильпатрика. Он считал, что проект предполагает «энергичную, от всего сердца деятельность».
Проект – это обучение через деятельность. Деятельность является поисково-познавательной. Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все ее сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий.
Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.
Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.
Зачем нужны проекты?
Проекты:
- помогают активизировать самостоятельную познавательную деятельность детей;
- помогают осваивать детьми окружающую действительность, всесторонне изучать ее;
- способствуют развитию творческих способностей детей;
- способствуют умению наблюдать;
- способствуют умению слушать;
- способствуют развитию навыков обобщать и анализировать;
- способствуют развитию мышления;
- помогают увидеть проблему с разных сторон, комплексно;
- развивают воображение;
- развивают внимание, память, речь.
Количество участников проекта не ограничено. Это может быть как один человек, так и целый детский сад.
Основные требования к использованию метода проектов в детском саду:
в основе любого проекта лежит проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск; проект — это «игра всерьез»; результаты ее значимы для детей и взрослых;
обязательные составляющие проекта: детская самостоятельность (при поддержке педагога), сотворчество ребят и взрослых, развитие коммуникативных способностей детей познавательных и творческих навыков; применение дошкольниками полученных знаний на практике.
Примерный план работы воспитателя по подготовке проекта
-
На основе изученных проблем детей поставить цель проекта.
-
Разработка плана достижения цели (воспитатель обсуждает план с родителями).
-
Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.
-
Составление плана-схемы проекта.
-
Сбор, накопление материала.
-
Включение в план схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности.
-
Домашние задания для сам. выполнения.
-
Презентация проекта, открытое занятие.
Основные этапы метода проектов
1. Целеполагание: педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени.
2. Разработка проекта – план деятельности по достижению цели:
-
к кому обратится за помощью (взрослому, педагогу);
-
в каких источниках можно найти информацию;
-
какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);
-
с какими предметами научиться работать для достижения цели.
3. Выполнение проекта – практическая часть.
4. Подведение итогов – определение задач для новых проектов.
В настоящее время проекты классифицируются:
-
по составу участников;
-
по целевой установке;
-
по тематике;
-
по срокам реализации.
В практике современных дошкольных учреждений используются следующие виды проектов:
-
исследовательско-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;
-
ролево-игровые: (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);
-
информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);
-
творческие: оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например: «Театральная неделя».
В зависимости от доминирующих методов, - используемых в работе над проектом — игровых, творческих, познавательных, можно предложить следующую типологию и тематику проектов.
Игровые:
— «Игра-путешествие в подводное царство»;
— сюжетно-ролевая игра «Театр»;
— игра «Строим город будущего»;
— «Путешествие в древний мир»;
— «Строим сказочный снежный городок».
Творческие:
осенний (весенний, зимний) вернисаж;
музыкальная сказка (по выбору);
настольный театр (придумывание сказки, изготовление персонажей, декораций и показ спектакля малышам и родителям);
«Веселая ярмарка»;
создание фильмотеки рисованных диафильмов;
фестиваль искусств «Весенняя капель».
Познавательные:
журнал «Почемучка»;
«Путешествие в Царство Математики»;
конкурс «Моя родословная»;
«Красная Книга» (создание книги из рисунков редких и исчезающих видов растений, животных, птиц).
Так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то, начиная с младшего возраста, используются ролево-игровые и творческие проекты: «Любимые игрушки», «Азбука здоровья» и др.
Значимы и другие виды проектов, в том числе:
-
комплексные: «Мир театра», «Здравствуй, Пушкин!», «Эхо столетий», «Книжкина неделя»;
-
межгрупповые: «Математические коллажи», «Мир животных и птиц», «Времена года»;
-
творческие: «Мои друзья», «У нас в нескучном саду», «Любим сказки», «Мир природы», «Рябины России»;
-
групповые: «Сказки о любви», «Познай себя», «Подводный мир», «Весёлая астрономия»;
-
индивидуальные: «Я и моя семья», «Генеалогическое древо», «Секреты бабушкиного сундука», «Сказочная птица»;
-
исследовательские: «Мир воды», «Дыхание и здоровье», «Питание и здоровье».
По продолжительности они бывают краткосрочными (одно или несколько занятий), средней продолжительности, долгосрочные (например, «Творчество Пушкина» - на учебный год). Основной целью проектного метода в детском саду является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Задачи развития:
-
обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
-
развитие познавательных способностей;
-
развитие творческого воображения;
-
развитие творческого мышления;
-
развитие коммуникативных навыков.
Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.
В младшем дошкольном возрасте – это:
-
вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
-
активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
-
формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).
В старшем дошкольном возрасте – это:
-
формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
-
развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
-
формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
-
развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
Этапы | Деятельность педагога | Деятельность детей |
1 этап | 1. Формулирует проблему (цель). При постановке цели определяется и продукт проекта. | 1. Вхождение в проблему. |
2 этап | 4. Помогает в решении задачи. | 5. Объединение детей в рабочие группы. |
3 этап | 7. Практическая помощь (по необходимости). | 7. Формирование специфических знаний, умений навыков. |
4 этап | 9. Подготовка к презентации. | 8. Продукт деятельности готовят к презентации. |
Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.
Метод проектов используется в работе с детьми, начиная с младшего дошкольного возраста. Он позволил определить задачи обучения, сформировать предпосылки учебных и исследовательских умений и навыков в соответствии с основными линиями развития.
Младший дошкольный возраст
Задачи обучения:
-
пробуждать интерес к предлагаемой деятельности;
-
приобщать детей к процессу познания;
-
формировать различные представления;
-
привлекать детей к воспроизведению образов, используя различные варианты;
-
побуждать детей к совместной поисковой деятельности, экспериментированию.
Совершенствование психических процессов:
-
формирование эмоциональной заинтересованности;
-
знакомство с предметами и действиями с ними;
-
развитие мышления и воображения;
-
речевое развитие.
Формирование проектно-исследовательских умений и навыков:
-
осознание поставленной цели;
-
овладение различными способами решения поставленных задач;
-
способность предвосхитить результат, основываясь на своём прошлом опыте;
-
поиск различных средств достижения цели.
Линии развития личности.
Физическое развитие:
-
стимулирование естественного процесса развития двигательных способностей и качеств;
-
формирование осознанных представлений о необходимости заботится о своём здоровье (ролево-игровой проект «Азбука здоровья»);
социальное развитие:
-
формирование способов общения (вернисаж «Я и моя семья», индивидуальные семейные проекты «Генеологическое древо»);
познавательное развитие:
-
обогащение и расширение представлений об окружающем мире;
-
расширение и качественное изменение способов ориентировки в окружающем мире;
-
сознательное применение сенсорных ощущений в решении практических задач (математические коллажи, межгрупповой проект «Мир животных и птиц», «Творческие проекты «Мои друзья», «Мир природы», «Любим сказки»);
эстетическое развитие:
-
развитие эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства и художественным образам;
-
овладение художественной деятельностью (комплексные проекты «Мир театра», «Здравствуй, Пушкин!», ролево-игровые проекты «Любимые игрушки»).
Старший дошкольный возраст
Метод проектной деятельности можно использовать в работе со старшими дошкольниками. Этот возрастной этап характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности. В проекте можно объединить содержание образования из различных областей знаний, кроме того, открываются большие возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности дошкольников, педагогов и родителей.
Используя метод проектов в работе со старшими дошкольниками, необходимо помнить, что проект — продукт сотрудничества и сотворчества воспитателей, детей, родителей, а порой и всего персонала детского сада. Поэтому тема проекта, его форма и подробный план действия разрабатываются коллективно. На этапе разработки педагогами содержания занятий, игр, прогулок, наблюдений, экскурсий и других видов деятельности, связанных с темой проекта, важно тщательно продумать и организовать в ДОУ предметную среду таким образом, чтобы она являлась «фоном» к эвристической и поисковой деятельности. Например, работая над проектом организации экологического музея, в книжном уголке можно поставить яркие книги — энциклопедии для детей, альбомы с изображением растений, животных, птиц, «Красную Книгу» природы. В игровом уголке необходимо систематизировать и поставить игры на экологическую тему. В «красном углу» групповой комнаты рекомендуется организовать «фитобар», а на коробочках с фиточаем наклеить изображение данного растения. «Официанты», подавая чай, будут рассказывать о его целебных свойствах, побуждая детей узнавать новые рецепты.
На стене групповой комнаты или в приемной можно повесить плакаты экологического содержания (выполненные детьми).
Содержание сюжетно-ролевых игр тоже будет носить экологический характер;
— «Путешествие в подводное царство»;
— «Путешествие на Луну»;
— «Гомеопатическая аптека»;
— «З&