22.09.2022
Для того чтобы дети полноценно участвовали в театрализованных играх и спектаклях, они должны быть готовы к этой
деятельности, то есть должны познакомиться с
театром как видом искусства и должны иметь определенный опыт
собственной театрально – игровой деятельности.
Для старшего возраста должны иметь представления о назначении театра как учреждения культуры, о специфике театральных профессий, об особенностях процесса подготовки спектакля. Для этого с детьми нашей группы мы проводим специальные занятия на эти темы, также дети участвовали в драматизациях, вне заклятий учились осознанно применять средства образной выразительности (интонация, мимика, позы, жесты, пантомима), уметь перевоплощаться, вести ролевой диалог, соединять речь с
движением.
Для того чтобы дети имели лучшее представление о назначении театра, о его внешнем и внутреннем оформлении, где расположен
театр, в прошлом году, в старшей группе мы организовали
экскурсию в Театр кукол на спектакль.
Конечно, посещению театра предшествовали подготовительная работа.
Цель ее – дать представления о театре как о культурном учреждении. Детям
было рассказано о роли театра как вида искусства, о людях разных профессий, работающих в театре и т.д. Планируется
дальнейшая работа в виде бесед с
использованием наглядного материала: афиши, рекламы, фотографии (здании театров, сцены из спектакля),
знакомство с новыми для
детей словами ( фойе, сцена, афиша, декорации, прожектор, оркестровая яма и др.),которые обогащают и активизируют словарь. Часть
после таких бесед, экскурсий, посещений спектакля детям
предлагается для рисования темы,
например «Здание театра», «Спектакль», «Любимый герой спектакля».
В этом году планируется также подвести детей к пониманию того, что может служить символом театра. Для этого детям
показываются общеизвестные театральные маски,
предлагается описать «настроение этих масок». Чтобы помочь
им в этой логической задаче, можно предложить им нарисовать что –
нибудь, чтобы все сразу поняли, что речь идет о театре.
Чтобы у детей более четко сформировались представления о специфике деятельности артистов, перед спектаклем мы знакомим с
названием пьесы, её содержанием, а в
антрактах – обращаем внимание на черты действующих лиц. И на следующий день обязательно проводим беседу с
детьми, чтобы помочь им разобраться в своих
впечатлениях. При этом почти всегда уместны вопросы «Что больше
всего понравилось в спектакле и почему?» «Кто из героев понравился?». Одна из самых сложных задач – формирование
представлений о различных театральных профессиях. Лучше
всего организовать экскурсию в театр, причём уже не
на спектакль, а в зал для репетиции, гримёрную, костюмерную, если есть
такая возможность. Или придумать рассказы – сказки о людях театра,
в которых они в интересной форме , увлекательном сюжете рассказывают об
особенностях своей работы.
Так дети узнают о том, чем заняты и непосредственные участники
театрального действия (актёры, музыканты, дирижёр), и те ,кто готовит пьесу к постановке( режиссёр, художник балетмейстер) и даже
те, кто обеспечивает
все условия для этого(гримёр, костюмер, осветитель, кассир, билетёр, гардеробщик). После таких рассказов дети с
удовольствием играют в группе
в « художника », «артиста», «гримёра» и т.д. Для таких игр в нашей группе сделаны атрибуты к игре « Гримерная»; где лежат духи,
кисточки, щипцы для завивки и всё, что
нужно для этой профессии. Ёщё дети с удовольствием «примеряют» на себя роль
костюмера. Выдумывают различные платья, рисуют их, подбирают цвета,
вырезают. Для активизации интеллектуального
развития воспитателями нашей группы сделаны ребусы,
загадки – головоломки, связанные с театром, для тех, кто уже умеет читать
и писать. Помимо таких конкретных получить больше
знаний о театре, мы знакомим также детей с
культурой поведения в театре и других учреждениях культуры. Например,
обсуждаются с детьми такие вопросы: «Какие существуют
правила поведения в театре?», « Кто их должен соблюдать и почему?»,
«Можно ли разговаривать во время действия, есть, шуршать конфетными
обертками?», «Можно ли опаздывать к началу спектакля?», «Как
пройти к своему месту, если другие зрители уже сидят?», «Как выразить свою благодарность артистам за их труд и
доставленное ими удовольствие?». После таких обсуждений мы предлагаем детям разыграть
сценки по этим правилам. Например, дети рисуют
билеты, выбирают «кассира», «билетера». Купив
билет, входят в заранее приготовленный зрительный зал. «Билетер» помогает «зрителям» находить свои места.
«Зрители» просят помочь найти свое место, благодарят за
помощь, извиняются при проходе по ряду. Также для закрепления правил поведения такого рода на
местах мы предлагаем детям представить и
вообразить ситуации, в которых они могли бы оказаться,
например: «Представь, что спектакль уже начался, а ты не можешь найти свое место. Как бы ты поступил?»
«Представь, что во время спектакля ты начал
кашлять, что бы ты сделал?» «Как быть с мороженым, если ты не успел его съесть, а последний звонок уже
прозвенел?» или «Тебя угостили конфетой, но
действия уже начались?» При ознакомлении с
театром, помимо приобщения к этому прекрасному виду
искусства у детей расширяются общие знания, и все это способствует умственному, эстетическому и
нравственному воспитанию.