01.01.2017
Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики.
Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись.
Лучше ее делать 3 - 4 раза в день по 3 - 5 минут. Не следует предлагать детям больше 2 - 3 упражнений за раз.
При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.
Из выполняемых двух - трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое - то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.
Артикуляционную гимнастку выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться
небольшим ручным зеркалом (примерно 9 х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.
Работа организуется следующим образом:
1.Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.
2. Показывает его выполнение.
3. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.
Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.
Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.
В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка.
Нельзя говорить ему, что он делает упражнение неверно, это может привести к отказу выполнять движение. Лучше покажите ребенку его достижения («Видишь, язык уже научился быть широким»), подбодрить («Ничего, твой язычок обязательно научится подниматься кверху»).
Если у ребенка при выполнении упражнений долго (около 1 месяца) не вырабатываются точность, устойчивость и плавность движений органов артикуляции, это может означать, что вы не совсем правильно выполняли упражнения или проблема вашего ребенка серьезнее, чем вы думали.
В обоих случаях ребенка нужно обязательно показать специалисту - логопеду.
Упражнения для развития мышц речевого аппарата
(Прежде, чем приступить к выполнению упражнений, прочтите
рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики)
Лягушка.
Удерживание губ в улыбке, как бы беззвучно произнося звук «и».
Передние верхние и нижние зубы обнажены.
- Тянуть губы прямо к ушкам очень нравится лягушкам.
- Улыбаются, смеются, а глаза у них, как блюдца.
- Как весёлые лягушки тянем губки прямо к ушкам.
- Потянули - перестали. И нисколько не устали!
Слон.
Вытягивание губ вперёд трубочкой, как бы беззвучно произнося звук «у».
- Подражаю я слону - губы хоботом тяну.
- А теперь их отпускаю и на место возвращаю.
Лягушка - слон.
Чередование положений губ: в «улыбке» - «трубочкой». Упражнение выполняется ритмично, под счёт.
- Свои губы прямо к ушкам растяну я, как лягушка.
- А теперь слонёнок я, хоботок есть у меня.
Рыбка.
Спокойное широкое открывание и закрывание рта. Упражнение выполняется ритмично, под счёт.
Качели.
Рот широко открыт, губы в улыбке. Ритмично меняем положение языка:
1) кончик языка за верхними резцами;
2) кончик языка за нижними резцами, двигается только язык, а не подбородок
- На качелях я качаюсь: вверх - вниз, вверх - вниз.
- И всё выше поднимаюсь: вверх - вниз, вверх - вниз.
Часики.
Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Кончик языка поочерёдно касается то левого, то правого угла рта. Упражнение выполняется ритмично, под счёт. Подбородок не двигается!
- Тик - так, тик - так, ходят часики вот так.
Лопаточка.
Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Широкий, расслабленный язык лежит на нижней губе. Такое положение удерживается 5 -10 сек. Если язычок не хочет расслабиться, можно похлопать его верхней губой, произнося при этом: «пя — пя - пя».
- Язычок широкий, гладкий, получается лопатка.
- И при этом я считаю: раз, два, три, четыре, пять...
Иголочка.
Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Высунуть изо рта узкий, напряжённый язык. Удерживать 5 - 10 сек.
- Язычок вперёд тяну, подойдёшь, и уколю.
- И опять буду считать: раз, два, три, четыре, пять...
Лопаточка - иголочка.
Чередование положений языка: широкий - узкий. Упражнение выполняется ритмично, под счёт.
- Язык лопаточкой лежит и нисколько не дрожит.
- Язык иголочкой потом и потянем остриём.
Горка.
Рот широко открыт, губы слегка в улыбке. Кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка выгнута дугой. Удерживать 5 - 10 сек. Затем верхние передние зубы с лёгким нажимом проводят по спинке языка от середины к кончику.
- Спинка язычка сейчас cтанет горочкой у нас.
- Ну - ка, горка, поднимись! Мы помчимся с горки вниз.
- Скатываются зубки с горочки.
- Постучимся в дверку.
Рот широко открыт, губы слегка в улыбке. Кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка выгнута дугой. Чередовать следующие движения: отодвигать язык вглубь рта и приближать к передним нижним зубам. Упражнение выполняется ритмично, под счёт.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 26.04.2019
Дата обновления: 26.04.2019
Дата публикации: 01.01.2017