МУНИIЦ,1IIАЛЬНОЕ БЮДДЕТНОЕ ДОШКОJЬНОЕ ОБРЛЗОВЛТЕЛЬНОЕ учрЕждЕниЕ _ дЕтскиЙ сАдn} зl МУНИЦИПЛЛЬНОГО ОБРЛЗОВЛНШЯ ГОРОД ЕКАТЕРИНБУРГ 620l46 г. Екатеринбург, ул. Академика Барлина,47А тел/факс 8(343)240- l 7-40, /8(34З)240-06-95 E-nrail: mdotr3 l (ОеduеkЬ.ru Принято; Педагогическим советом МБДОУ-дсгский сад Л9 З у за кий сад N9 з l l онова./ Протокол N! 5 от 10.07.2018 года N9 д€ N9 31 ПОЛОЖЕНИЕ о педагогическом мониторинге (педагогической достижения детьми планируемых диагностике) программы результатов освоения образовательной образования дошкольного бюджетном дошкольном в Муниципальном образовательном учреждении - детский сад лъ 31 Екатеринбург, 201 8 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение о педагогическом мониторинге (педагогической диагностике) достижения детьми планируемых результатов (далее – Положение) освоения образовательной программы дошкольного образования (далее – ОП ДО) в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении - детском саду № 31 (далее - ДОУ) разработано в соответствии с законом РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации», федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утвержденного Министерством образования и науки РФ 17.10.2013 г. № 1155 (далее – ФГОС ДО), Уставом ДОУ. 1.2. Положение регламентирует организацию и порядок проведения мониторинга (педагогической диагностики). 1.3. Педагогический мониторинг – система организации сбора, хранения, обработки информации о деятельности образовательной системы, обеспечивающая непрерывноеотслеживание состояния и прогнозирования ее развития. Педагогическая диагностика – (согласно ФГОС ДО) оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанная с оценкой эффективности. педагогических воздействий и лежащей в основе их дальнейшего планирования. 1.4. Педагогическая диагностика не является основой объективной оценки соответствия какого-либо уровня развития детей. В соответствии с ФГОС ДО требования к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования. В условиях ДОУ педагогический мониторинг позволяет реализовать следующие функции, раскрывающие характеристики образовательной деятельности: Изучение состояния образовательной системы для получения оперативной информации о ее специфике с целью ее корректировки в направлении совершенствования. Своевременное выявление изменений в образовательной системе, а также факторов, которые их вызвали. Предупреждение негативных тенденций, рисков в образовательной деятельности. Прогнозирование процессов развития образовательной системы. Обеспечение полноты реализации и оценка эффективности методического обеспечения образовательной деятельности. Получение информации об эффективности педагогических воздействий. Оптимизация управления качеством образовательной деятельности. 1.5. Педагогический мониторинг осуществляется в следующих этапах: I. Определение цели, задач, предмета мониторинга, выделение мониторинговых показателей, являющихся критериями изменений состояния объекта, подлежащего диагностике. II. Сбор мониторинговых данных с помощью методов, адекватных цели и задачам мониторинга. На данном этапе выявляются условия реализации образовательных технологий, определяются способности, интересы и другие индивидуальные особенности детей в отношении этих условий, создается основа для рефлексии педагогом собственной профессионально- педагогической деятельности. III. Анализ и обсуждение полученных данных, их интерпретация и описание. IV. Принятие управленческих и методических решений по регуляции образовательной деятельности и развитию образовательной системы. 1.6. Целью педагогического мониторинга является отслеживание параметров деятельности, а также наблюдение за изменением состояния объекта мониторинга в специально созданных образовательных условиях. 1.7. Срок действия настоящего Положения не ограничен. Данное Положение действует до принятия нового. 2. Организация педагогической диагностики 2.1. Главная цель педагогической диагностики - получение оперативных данных о текущем реальном состоянии и тенденциях изменения условий ДОУ и эффективности их использования. 2.2. Задача педагогической диагностики - получение информации об индивидуальных особенностях развития детей для разработки рекомендаций по совершенствованию образовательной деятельности. 2.3. Результаты педагогической диагностики используются исключительно для решения следующих задач: 1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития); 2) оптимизации работы с группой детей. 2.3. Функции педагогической диагностики: диагностико-аналитическая: выявление причинно-следственных связей в образовательной деятельности между созданными образовательными условиями и эффективностью педагогического воздействия; экспертно-оценочная: изучение уровня профессиональной компетентности педагога; регулирующая: создание объективной основы для изменения условий образовательной деятельности, поиска ресурсов для удовлетворения индивидуальных образовательных потребностей детей; пропедевтическая: исследование рисков, профилактика дидактогений 2.4. Принципы педагогической диагностики: принцип последовательности и преемственности, который проявляется в изучении ребенка на разных этапах его взросления, на основе чего создается представление о целостной картине его индивидуального развития в период получения дошкольного образования; принцип доступности диагностических методик и процедур для применения образовательной деятельности без разрушения ее «естественной ткани взаимоотношений» педагога и ребенка; принцип прогностичности, предполагающий получение данных, раскрывающих «зону ближайшего развития» ребенка. 2.5. Методы педагогической диагностики: наблюдение; изучение продуктов детской деятельности; беседа с детьми; анкетирование, опрос, интервьюирование родителей, как экспертов в отношении особенностей их ребенка 2.6. Педагогическая диагностика проводится во всех возрастных группах 2 раза в год: в начале года и в конце. На основании полученных результатов в начале учебного года педагоги проектируют образовательную деятельность с детьми каждой возрастной группы, а также планируют индивидуальную работу по образовательным областям с детьми, которые требуют особой педагогической поддержки. В конце учебного года организуется итоговая диагностика. Проводится сравнительный анализ результатов на начало и конец учебного года, показывающий эффективность педагогических воздействий. Данные педагогической диагностики являются основанием для конструирования образовательного процесса на новый учебный год, а также для организации методической работы с педагогами. 2.7. Процедура педагогической диагностики. 1) Педагоги совместно со специалистами ДОУ изучают показатели уровней эффективности педагогических воздействий по образовательным областям и направлениям их реализации для составления схемы наблюдения за детьми. 2) Педагоги, работающие в определенной возрастной группе, вносят свои наблюдения и определяют уровень эффективности педагогических воздействий по образовательным областям в отношении каждого ребенка. Уровни определяются на основе соотнесения данных наблюдений с показателями уровней: высокого, среднего, недостаточного, низкого. Каждый последующий уровень определяет для ребенка «зону ближайшего развития». Составляют индивидуальные профили эффективности педагогических воздействий для каждого ребенка. Данные по группе детей систематизируют и отражают в таблицах. 3) Разрабатываются рекомендации по совершенствованию образовательной деятельности в направлении ее индивидуализации как с конкретными детьми, так и с группой детей. 3. Функции должностного лица, осуществляющего педагогический мониторинг 3.1. Педагогический мониторинг в ДОУ осуществляют: заведующий, воспитатели и специалисты ДОУ в лице музыкального руководителя и инструктора по физической культуре в соответствии с должностными инструкциями. 3.2. Функции должностных лиц, осуществляющих педагогический мониторинг: применение различных технологий и методик диагностирования воспитанников, рекомендованных к использованию в работе с детьми дошкольного возраста; подготовка к проведению педагогического мониторинга; оказание или организация методической помощи сотрудникам ДОУ в реализации предложений и рекомендаций по итогам педагогического мониторинга. 4. Права должностного лица, осуществляющего педагогический мониторинг 4.1. Должностное лицо, осуществляющее педагогический мониторинг в ДОУ, имеет право: избирать технологию и методику обследования воспитанников; по согласованию с заведующим ДОУ переносить и изменять сроки обследования воспитанников 5. Ответственность должностного лица, осуществляющего педагогическиймониторинг 5.1. Должностное лицо, осуществляющее педагогический мониторинг в ДОУ, несет ответственность за: тактичное отношение к каждому ребенку во время проведения диагностических мероприятий, создание для каждого воспитанника ситуации успеха; качественную подготовку к проведению диагностических мероприятий; ознакомление с итогами обследования воспитанников соответствующихдолжностных лиц (в рамках их должностных полномочий); соблюдение конфиденциальности; срыв сроков проведения диагностических мероприятий; качество проведения обследования воспитанников; доказательность выводов по итогам диагностирования воспитанников; 6. Документация 6.1. Должностное лицо, осуществляющее педагогический мониторинг, составляет: план проведения диагностических мероприятий с воспитанниками ДОУ на учебный год; отчет о выполнении плана проведения диагностических мероприятий своспитанниками за прошедший учебный год; сообщения для выступления на рабочем совещании, педагогическом совете; итоговые диагностические таблицы на начало учебного года и конец учебного года; справку по итогам обследования после проведения диагностических мероприятий, которую предоставляет старшему воспитателю ДОУ в сроки, определенные планом. 6.2. Документальные материалы педагогической диагностики хранятся воспитателями на группах и в методическом кабинете ДОУ за предыдущий и текущий учебный год.