МУНИЦИПАJIЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРЛЗОВЛТЕЛЬНОЕ учрЕ)цдЕниЕ _дЕтскиЙ сАдJф 31 NIУIIИЦИIIАJIЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД ЕКЛТЕРИНБУРГ б2014б г. Екатеринбург, ул. Академика Барлинц 47А тел/факс 8(343)240-1 7-40, /8(343)240-06-95 E-mail: mbdou3 l @yandex.ru ПОЛОЖЕНИЕ об пшлпвllлуаJIьшом образоватQльвом мsршруте восшrrтанцпк& мБДоУ- детекш* см ý 31 СОГЛАСОВАНО садNs3l Педагогическим советом МБДОУ- детский сад Ns 3l протокол от 15.07.20l9 J\b 5 Тихонова ,2019 ,|i-1 1*\ '0266 г. Екатеринбург,2017 о .J 1. Общие положения 1.1. Положение об индивидуальном образовательном маршруте воспитанника (далее – Положение) разработано для МБДОУ- детского сада № 31 (далее ДОУ) в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РоссийскойФедерации» (п. 23 ст. 2, ст. 15, ст. 16, п. 1 ч. 3 ст. 28, ст. 30, п. 5 ч. 3 ст. 47), приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (п.19.3) (далее - ФГОС ДО), СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013г. № 26, Приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам – образовательным программам дошкольного образования», Уставом МБДОУ – детского сада № 31. 1.2. Положение определяет последовательность действий при составлении индивидуального образовательного маршрута воспитанника, содержание, порядок его разработки и реализации. 1.3. Индивидуальный образовательный маршрут (далее ИОМ) – это форма организации обучения, основанная на принципах индивидуализации и вариативности образовательного процесса, способствующая реализации личностного потенциала воспитанника: интеллектуального, эмоционально-волевого, деятельностного, на выбор дифференцированного и вариативного образовательного процесса. 1.4. Индивидуальный образовательный маршрут является составной частью образовательной программы и призван обеспечить освоение образовательной программы детьми при наличии трудностей обучения или находящихся в особой жизненной ситуации, а также учет индивидуальных особенностей образования детей с ограниченными возможностями здоровья. 1.5. ИОМ разрабатывается: – для воспитанников, испытывающих трудности в освоении образовательных программ дошкольного образования; – для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов; – для воспитанников, имеющих признаки одаренности. 2. Цели и задачи организации работы в соответствии с ИОМ 2.1. Основными целями использования в образовательном процессе индивидуального образовательного маршрута является: 2.1.1. Для воспитанников: - индивидуально-дифференцированного подхода к каждому ребенку; -формирование познавательных интересов и потребностей ребенка; -создание ситуации успеха. 2.1.2. Для родителей (законных представителей): -гарантия «наилучшего обеспечения интересов ребенка»; -повышение заинтересованности родителей (законных представителей) в результатах развития ребенка и совместной педагогической деятельности с ДОУ. 2.1.3. Для педагогических работников ДОУ: -гарантия права на самореализацию и собственный стиль профессиональной деятельности; -составление индивидуально - характерологический портрета ребенка на основе диагностического наблюдения; -использование в образовательном процессе активных форм индивидуальной работы, стимулирующих детские рефлексивные умения. 2.2. Задачи настоящего Положения: 2.2.1. Определение основных организационных механизмов, реализуемых в ДОУ для обучения по индивидуальному образовательному маршруту; 2.2.2. Обеспечение возможности обучения по индивидуальному образовательному маршруту на уровне дошкольного образования в соответствии с установленными требованиями. 2.2.3. Обеспечение соответствия индивидуального образовательного маршрута требованиям ФГОС ДО 2.2.4. Развитие одаренности детей через оптимальное сочетание основного, дополнительного и индивидуального образования. 2.2.5. Определение ответственности педагогических работников ДОУ при обучении по индивидуальному образовательному маршруту. 2.2.6. Выбор оптимальных форм и темпа обучения воспитанников, применяя способы обучения, которые соответствуют индивидуальным особенностям. 3. Порядок разработки и реализации ИОМ : 3.1. ИОМ может разрабатываться для воспитанника: – на основе результатов наблюдений педагогов за воспитанником, педагогической, психологической диагностики (с согласия родителей (законных представителей) воспитанника), – по запросу родителей (законных представителей) воспитанника, – на основе заключения территориальной медико-психолого-медико-педагогической комиссии, – на основе индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенкаинвалида, выдаваемой федеральными государственными учреждениями медикосоциальной экспертизы. 3.2. ДОУ информирует родителей (законных представителей) воспитанника о возможности развития воспитанника по ИОМ. 3.3. Заместитель заведующего по воспитательной и методической работе ДОУ осуществляет и координирует работу по разработке и реализации ИОМ, обеспечивает: – информирование родителей (законных представителей) воспитанника о возможности развития воспитанника по ИОМ; – контроль за реализацией ИОМ в полном объеме; – взаимодействие участников образовательных отношений по вопросам реализации ИОМ; – программно-методическое обеспечения ИОМ; – анализ работы по реализации ИОМ и представление результатов на педагогическом совете Учреждения. 3.4. Разрабатывают и реализуют ИОМ педагогические работники, на которых приказом заведующего ДОУ возлагается данная функциональная обязанность. 3.5. Проект ИОМ обсуждается с родителями (законными представителями) воспитанника, после чего ИОМ утверждается приказом заведующего ДОУ с учетом мнения родителей (законных представителей) воспитанника. 4. Последовательность действий при составлении ИОМ. 4.1. Последовательность действий при составлении ИОМ включает следующие этапы: 4.1.1. Этап наблюдения: цель - выявить воспитанников, испытывающих трудности: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные, психомоторные или комплексные, а так же воспитанников с высоким интеллектуальным развитием, в том числе имеющих признаки одарѐнности. 4.1.2. Диагностический этап: на данном этапе проводится педагогическое и (или) психологическое (выявление и изучение индивидуально- психологических особенностей детей) диагностирование воспитанников. Психологическую диагностику проводит педагогпсихолог, участие ребѐнка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей). 4.1.3. Этап конструирования: цель - построение ИОМ воспитанника на основе выявленных трудностей и установленных причин этих трудностей, определение методов педагогической и (или) психологической поддержки, содержания работы. Для воспитанников с высоким интеллектуальным развитием, в том числе с признаками одаренности, проектирование мероприятий направленных на развитие способностей. 4.1.4. Этап реализации ИОМ: ИОМ может реализовываться во всех видах деятельности. 4.1.5. Завершающая диагностика: проводится с целью выявить результаты реализации ИОМ. 4.2. Содержание ИОМ включает: – Фамилию, имя, отчество, дату рождения ребенка; – Результаты наблюдений, педагогической и (или) психологической диагностики, выявленные проблемы; – Мероприятия по устранению выявленных отклонений в развитии воспитанника или по развитию имеющихся способностей. 4.3. ИОМ может включать следующие направления деятельности: – развитие общей и мелкой моторики; – развитие культурно-гигиенических и коммуникативно-социальных навыков; – организация разнообразной деятельности воспитанника (манипулятивной, сенсорноперцептивной, предметно-практической, игровой, продуктивной (лепка, аппликации, рисование), конструирование, музицирование, двигательная деятельность и другие виды детской деятельности); – развитие речи (формирование чувственной основы речи, сенсомоторного механизма, речевых функций); – формирование представлений об окружающем: предметном мире и социальных отношениях; – формирование представлений о пространстве, времени. – и др. 4.4. Формы работы, используемые при организации деятельности в соответствии с ИОМ: – Беседы, занятия продуктивной деятельностью, чтение художественной литературы, этюды, направленные на знакомство с различными эмоциями и чувствами, с «волшебными» средствами понимания; – Игры, упражнения и тренинги, способствующие развитию эмоционально-личностной и поведенческой сфер (развитие коммуникативных навыков и улучшение взаимоотношений с окружающими, снятие страхов и повышение уверенности в себе, снижение агрессии и ослабление негативных эмоций); – Занятия, игры и упражнения на развитие психических процессов, (памяти, внимания, восприятия, мышления, воображения), речевых навыков; – Приемы арт – терапии, куклотерапии, изотерапии, сказкотерапии; – Релаксационные психогимнастические упражнения (расслабление мышц лица, шеи, туловища, рук, ног и т. д.). – Формы работы в соответствии с имеющимися способностями воспитанника. 5. Ответственность 5.1. Педагогические работники, назначенные приказом заведующего МБДОУ за организацию работы с воспитанником в соответствии с ИОМ, несут ответственность за реализацию ИОМ в полном объеме. 5.2.Ответственное лицо за координацию работы по составлению и реализации ИОМ Обеспечивает: - организацию работы в ДОУ по информированию родителей (законных представителей) воспитанников о возможности обучения для развития потенциала воспитанников по индивидуальным образовательным маршрутам, прежде всего, одаренных детей, детей с ОВЗ и детей с низким уровнем освоения ООП; - организацию отбора воспитанников для обучения по ИОМ, прежде всего, одаренных детей, детей с ОВЗ и детей с низким уровнем освоения ООП; -организацию работы с педагогическими работниками ДОУ по составлению и реализации индивидуальных образовательных маршрутов в строгом соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом; - контроль за соответствием ИОМ федеральному государственному образовательному стандарту; - контроль за реализацией индивидуальных учебных планов; -взаимодействие с участниками образовательных отношений по вопросам составления и реализации индивидуальных учебных планов; - организацию использования необходимых форм поддержки реализации ИОМ в ДОУ; - организацию методического обеспечения по вопросам составления и реализации ИОМ; - анализ работы в ДОУ по вопросам составления и реализации ИОМ и представление его результатов на заседании ПМПк. 5.3. Руководствуется в своей деятельности: - требованиями действующего законодательства и иных нормативно- правовых актов в сфере образования; - приказами и распоряжениями заведующего ДОУ; -уставом ДОУ и принятыми в нем локальными нормативными актами; -настоящим Положением. 6. Заключительные положения. 6.1. Изменения и дополнения в Положение вносятся с учетом мнения Совета родителей. 6.2. Положение действует до принятия нового. Положение согласовано с Советом родителей Протокол № от « » 201__г.