МУНИЦИПЛЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРЛЗОВАТЕЛЬНОЕ учрЕждЕниЕ -дЕтскиЙ сАдл! 31 МУНПЦИIIАЛЬНОГО ОБРАЗОВЛНI'IЯ ГОРОД ЕКАТЕРИНБУРГ 620146 г. Екатеринбург, ул. Академика Бардина 47А телlфакс 8(34З)240-1 7-40, /8(343)240-06-95 E-mail: rnbdou3 1@yandex.ru ПОЛОЖЕНИЕ об ЕЕJlшвцJtуаJIьной прогремме р&звптця ребенка МБДОУ- детский сад Jф 31 Ф СОГЛАСОВАНО Педагогическим советом МБ.ЩОУ- детский сад }Ф 31 протокол от 27.08.2017 }lЪ 4 сад 7.08. ц г. Екатеринбург,2017 ?660э },,lЪ 31 I. Общие положения 1.1. Настоящее положение об индивидуальной программе развития ребенка (далее – Положение) Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения образования – детского сада № 31 (далее - ДОУ) разработано в соответствии с нормативными документами: -Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; -Приказом Минпросвещения России от 31.07.2020 N 373 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования"; -Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 N1155 (ред. от 21.01.2019) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"; - Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 июня 2013 г. №ИР535/07 "О коррекционном и инклюзивном образовании детей"; -Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 (зарегистрировано Министерством юстиции РФ 18.12.2020г.); - Санитарные правила СП 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 (зарегистрировано Министерством юстиции РФ 29.01.2021г.); - Уставом ДОУ. 1.2. Настоящее положение определяет содержание индивидуальной программы развития ребенка (ИПР). II. Цели и задачи Индивидуальная программа развития (Далее ИПР) для детей с ограниченными возможностями здоровья должна быть ориентирована: на учет индивидуальных особенностей в развитии каждого ребёнка на основе диагностических данных – актуальный уровень развития ребёнка на момент обследования. на общее развитие детей, главным образом на развитие познавательной деятельности через формирование произвольности психических процессов и коррекцию эмоционально-волевой сферы; на целостный подход к ребенку, на пробуждение у него интереса к познанию окружающего мира; на достижения хороших результатов обучения на основе учета индивидуальных особенностей и возможностей детей. ИПР составляется на ребёнка с ОВЗ с целью оптимизации и коррекции интеллектуального уровня и недостатков в развитии. ИПР в условиях кабинета психолого-педагогической коррекции должна решать задачи следующего характера: 1. психолого-педагогического сопровождения ребёнка. 2. адаптации ребенка к новым условиям 3. профилактика отставания и нежелательных тенденций в личностном развитии. 4. коррекции отклонений в развитии, поведении, учебе на основе создания оптимальных условий для развития личностного потенциала ребенка. При составлении ИПР используются следующие методы и приемы: изучение Заключения ПМПК и Паспорта здоровья ребёнка. изучение социального положения ребенка. данные диагностического исследования. динамика развития ребёнка. III. Этапы составления индивидуальной программы развития ребенка Цель предварительного этапа работы - сбор информации на ребенка. Цель диагностического этапа - изучение эмоционально –личностных особенностей ребенка, определяется его статус, зоны актуального и ближайшего развития. Цель коррекционно – развивающего этапа: улучшение психического состояния ребёнка, коррекция эмоционально –волевой и познавательной сфер. Цель заключительного этапа – анализ результатов эффективности психолого –педагогического сопровождения ребёнка. Этапы работы при составлении ИПР: выявление актуальных проблем ребенка. разработка путей поддержки и коррекции составление ИПР реализация ИПР ИПР утверждается методистом и согласовывается с заведующим кабинета психологопедагогической коррекции. Она должна содержать такие задачи, решение которых доступно ребенку в ближайшее время, а также указание на методы и приемы которые позволяют ему добиться ситуации успеха. Содержание каждой программы должно быть предметом обсуждения педагогов - специалистов. При этом необходимо решить следующие вопросы: какие задачи программы необходимо решить на занятиях логопеда, психолога, дефектолога, учителя ЛФК и социального педагога. IV. Принципы ИПР ИПР должна соответствовать следующим принципам: 1. Принцип опоры на ведущий вид деятельности. Согласно данному принципу задача учителя должна заключаться в развитии у детей с ОВЗ познавательные мотивации и интереса, дать средства для ее овладения, сформировать умения планировать деятельность, ставить цели, определять оптимальные средства для ее достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты. 2. Принцип амплификации (расширения) детского развития. Данный принцип предусматривает включение в программу широкого выбора разнообразной деятельности. При этом у детей появиться шанс найти из них те, которые наиболее близки к их способностям и задаткам (то есть построение ИПР через индивидуальные склонности к тому или иному виду деятельности), на погружение ребенка в ситуацию успеха через опору на сильные стороны в развитии ребенка. 3. Принцип индивидуализации обучения. Означает для учителя то, что коррекционноразвивающая программа ориентирована на индивидуально-психологические особенности ребёнка и построена с их учетом. 4. Принцип комплексности. Взаимодействие всех участников коррекционно-развивающего процесса. При разработке ИПР должны приниматься во внимание следующие показатели: · физическое состояние и развитие ребенка; · отношение к учебной деятельности; · особенности эмоционально-личностной сферы; · особенности усвоения знаний, умений, навыков; · особенности и уровень познавательной деятельности. · характер межличностных отношений · характер трудовой деятельности · сильные (резервные) стороны развития личности ребенка. Выбор методов коррекционно-развивающей поддержки должен осуществляться с учетом диагноза ребёнка. V. Функции Коррекционно-развивающая направленность ИПР заключается в развитии у детей с ОВЗ познавательной деятельности через формирование у них произвольности психических процессов и коррекцию эмоционально-волевой сферы; Реализация ИПР может осуществляться следующим образом: 1. Коррекция поведения эмоционально-волевой сферы детей с ОВЗ может осуществляться в процессе работы с педагогом - психологом.. 2. Коррекция познавательной деятельности и познавательного интереса, мотивации реализуется в процессе работы с учителем-дефектологом. 3. Коррекция речи детей с ОВЗ может осуществляться через работу с учителем-дефектологом. 4. Коррекция и развитие пространственно-временной ориентации, формирование физических навыков происходит на занятиях с учителем ЛФК. 5. Развитие социально-бытовых навыков осуществляется социальным педагогом. VI. Содержание ИПР ИПР должна содержать следующие разделы: 1. Паспортная часть 1.1 Данные о ребёнке и его семье 1.2 Рекомендации специалистов ПМПК по ИПР (занятия у психолога, коррекционные занятия у дефектолога, логопеда, учителя ЛФК, социального педагога) 1.3 Учёт видов коррекционной помощи в ППк 1.4 Учёт пребывания ребёнка в ППк 2. Сбор информации о ребёнке. 2.1 Краткая история развития ребёнка 2.2Протокол командной оценки психофизического развития 2.3Состояние психофизического развития на начало коррекционно-развивающего обучения (социальная ситуация развития, психологическая проблематика, речевое развитие, фонд знаний и способов деятельности, навыки самообслуживания, моторика). 3. Содержание коррекционно-развивающего обучения. 3.1 Коррекционно-развивающая программа. 3.2 Состояние психофизического развития по окончании коррекционных занятий. 3.3 Мониторинги развития ребёнка.