17.04.2023
Развиващая предметно-пространственная среда
Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ
Дети проводят в детском саду большую
часть времени. Поэтому окружающая среда должна отвечать их интересам,
развивать, давать возможность свободно играть и общаться
со сверстниками, развивать индивидуальность каждого ребенка. Поэтому наполнить
группу играми и игрушками недостаточно. С ведением Федерального
государственного образовательного стандарта появились новые приоритеты
в создании развивающей предметно-пространственной среды (РППС). Она должна
быть комфортной уютной рационально организованной наполненной разными
сенсорными раздражителями и игровыми материалами. Одной из основных
задач считается обогащение среды такими элементами, которые
стимулировали бы познавательную речевую двигательную и иную
активность детей. Развитие познавательно-речевых способностей — это одна
из главных задач дошкольного образования.
Развивающая предметно-пространственная среда (согласно
ФГОС) — это определенное пространство, организованно оформленное
и предметно-насыщенное, приспособленное для удовлетворения потребностей
ребенка в познании, общении, физическом и духовном развитии
в целом.
Развивающая предметно-пространственная среда группы
должна обеспечивать:
1. Гармоничное всестороннее
развитие детей с учетом особенностей возраста, здоровья, психических, физических
и речевых нарушений.
2. Полноценное общение между
собой, а в процессе учебной деятельности с педагогом, дать
возможность уединиться по желанию ребенка.
3. Реализацию образовательной
программы ДОУ.
4. Учет национально-культурных,
климатических условий, в которых осуществляется образовательная
деятельность.
Согласно требованиям ФГОС
развивающая предметно-пространственная среда должна быть:
-
содержательно-насыщенной;
-
трансформируемой;
-
вариативной;
-
полифункциональной;
-
доступной;
-
безопасной.
Насыщенность РПП среды
предполагает:
-
разнообразие
материалов, оборудования, инвентаря в группе;
-
соответствие
возрастным особенностям и содержанию программы.
Полифункциональность
материалов предполагает:
-
возможность
разнообразного использования различных составляющих предметной среды (детская
мебель, маты, мягкие модули, ширмы и т. д.).
Трансформируемость
пространства обеспечивает возможность изменений РПП среды в зависимости:
-
от образовательной
ситуации;
-
от меняющихся
интересов детей;
-
от возможностей
детей.
Вариативность среды предполагает:
-
наличие различных
пространств (для игры, конструирования, уединения);
-
периодическую
сменяемость игрового материала;
-
разнообразие
материалов и игрушек для обеспечения свободного выбора детьми;
-
появление новых
предметов стимулирующих игровую, двигательную, познавательную
и исследовательскую активность детей.
Доступность среды
предполагает:
-
доступность для
детей всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;
-
свободный доступ
к играм, игрушкам, пособиям, обеспечивающим все виды детской активности;
-
исправность
и сохранность материалов и оборудования.
Безопасность среды:
-
соответствие всех
ее элементов по обеспечению надежности и безопасности,
т.е. на игрушки должны быть сертификаты и декларации
соответствия.