01.09.2022
Понимание ребенка. Наблюдение и документирование процессов развития
Оценивание качества образовательной деятельности, осуществляемой МБДОУ по Программе, представляет собой важную составную часть образовательной деятельности, направленную на ее усовершенствование. Концептуальные основания такой оценки определяются требованиями Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», а также ФГОС ДО, в котором определены государственные гарантии качества образования. Оценивание качества, т.е. оценивание соответствия образовательной деятельности, реализуемой Программой, заданным требованиям ФГОС ДО и Программы в дошкольном образовании направлено в первую очередь на оценивание созданных МБДОУ условий в процессе образовательной деятельности.
Система оценки образовательной деятельности, предусмотренная Программой, предполагает оценивание качества условий образовательной деятельности, обеспечиваемых МБДОУ, включая психолого-педагогические, кадровые, материально-технические, финансовые, информационно-методические, управление МБДОУ.
Программа не предусматривается оценивание качества образовательной деятельности МБДОУ на основе достижения детьми планируемых результатов освоения Программы.
Целевые ориентиры, представленные в Программе:
- не подлежат непосредственной оценке;
- не являются непосредственным основанием оценки как итогового, так и промежуточного уровня развития детей;
- не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей;
- не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей;
- не являются непосредственным основанием при оценке качества образования.
Программой предусмотрена система мониторинга динамики развития детей, динамики их образовательных достижений, основанная на
методе наблюдения и включающая:
- педагогические наблюдения, педагогическую диагностику, связанную с оценкой эффективности педагогических действий с целью их дальнейшей оптимизации;
- карты развития ребенка;
- различные шкалы индивидуального развития.
Система оценки качества реализации Программы на уровне МБДОУ обеспечивает участие всех участников образовательных отношений.
Программой предусмотрены следующие уровни системы оценки качества:
- диагностика развития ребенка, используемая как профессиональный инструмент педагога с целью получения обратной связи от собственных педагогических действий и планирования дальнейшей индивидуальной работы с детьми;
- внутренняя оценка, самооценка МБДОУ;
- внешняя оценка МБДОУ, в том числе независимая профессиональная и общественная оценка.
На уровне МБДОУ система оценки качества реализации Программы решает задачи:
1. повышения качества реализации Программы;
2. реализации требований ФГОС ДО к структуре, условиям и целевым ориентирам Программы МБДОУ;
3. обеспечения объективной экспертизы деятельности МБДОУ в процессе оценки качества Программы;
4. задания ориентиров педагогам в их профессиональной деятельности и перспектив развития самого МБДОУ;
5. создания оснований преемственности между дошкольным и начальным общим образованием.
Важнейшим элементом системы обеспечения качества дошкольного образования в МБДОУ является оценка качества психолого -педагогических условий реализации Программы, и именно психолого-педагогические условия являются основным предметом оценки в предлагаемой системе оценки качества образования на уровне МБДОУ. Это позволяет выстроить систему оценки и повышения качества вариативного, развивающего дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО посредством экспертизы условий реализации Программы.
Ключевым уровнем оценки является уровень образовательного процесса, в котором непосредственно участвует ребенок, его семья и педагогический коллектив МБДОУ. Система оценки качества предоставляет педагогам и администрации МБДОУ материал для рефлексии своей деятельности.
Результаты оценивания качества образовательной деятельности формируют доказательную основу для изменений Программы, корректировки образовательного процесса и условий образовательной деятельности. Важную роль в системе оценки качества образовательной деятельности играют также семьи воспитанников и другие субъекты образовательных отношений, участвующие в оценивании образовательной деятельности МБДОУ, предоставляя обратную связь о качестве образовательных процессов МБДОУ.
Мониторинг динамики развития детей осуществляется в форме регулярных наблюдений педагога за детьми в повседневной жизни и в
процессе непосредственной образовательной работы с ними.
Карты развития ориентированы на то, что в итоге мониторинга на основе наблюдения будет представлена информация об общей картине развития всех детей группы и о месте каждого ребенка в ней. Использование карт развития позволяет отметить динамику в развитии отдельных детей и сопоставить результаты каждого ребенка с продвижением группы в целом.
Общая картина по группе позволит выделить детей, которые нуждаются в особом внимании педагога и в отношении которых необходимо скорректировать, изменить способы взаимодействия.